- Back - Код: 00_0221
Владимир Высоцкий
14 октября 1970 года.
Усть-Каменогорск, студенческий городок /ул. Патриса Лумумбы/ главный корпус, актовый зал. Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (УКСДИ).

Длительность записи: 59 минут.
Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/

Стенограмма - Алексей Еськов.

real mp3 txt htm Вступительное слово.

<Аплодисменты>
  
Добрый день, дорогие усть-каменогорцы! Я теперь даже могу сказать, слово "дорогие", потому что только что я выступал в институте педагогическом, и встретил там такой же тёплый приём, как у вас. Вот. И я даже считаю, что у вас по приёму настоящая столица.
<Аплодисменты>
   В... в... в афишах в моих написано, что это "концерт-встреча". Дело в том, что можно это расшифровать так. Концерт — это для вас, а встреча — это для меня. Потому что актёры кино — они ведь работают перед маленьким таким объективом в течение шести месяцев. И вовсе не перед зрителем. И поэтому вот такие свидания со зрителем после того, как вышла картина, и такое общение — оно является встречей больше всего для артиста. А для вас пусть это будет считаться концертом. С самого начала я хотел вам сказать вот каких несколько слов. Дело в том, что профессия актёра, может быть, м-м... больше, чем другая... другие профессии привлекают внимание, потому что всё-таки актёр на экране и э... на сцене, и поэтому всегда возникает какой-то интерес. Ну, мы получаем записки после окончания концертов, и в них просят, например: "Расскажите о ваших творческих планах". Это прекрасный вопрос. "Расскажите, пожалуйста, какая ваша любимая роль?" Это тоже прекрасная вопрос. А ещё, например, такие вопросы: Э... "Очень просим дать ответ — вы женаты или нет?"
  
Это... это, действительно, я такую записку п… получаю очень часто после каждого концерта. Или, предположим: "Пьёт ли артист Жаров?" Ну, я вам должен сказать сразу, что, несмотря на то, что в семидесяти фильмах, в которых он принимал участие, он делает это движение, а на самом деле он человек непьющий. И вообще, об актёрах кино как-то принято судить по тем ролям, которые они сыграли на экране. Это, вы знаете, совсем несправедливо. Вот, например, есть артист Масоха, который тридцать лет подряд уже играет негодяев и подлецов. И даже когда он ходит по улицам, у него такое лицо, что зритель на него показывает, говорит: "А-а... Вот он опять пошёл, этот самый!" А на самом деле, он добрейший человек в жизни, этот самый Масоха, так что это совсем несправедливо.
  
И вот для того, чтобы ответить на мОгущие возникнуть вопросы после окончания э... нашей встречи, я написал такую песню, ме… меня её попросили написать в московском театре киноактёра, чтобы её пели все поющие артисты нашего кино перед встречами со зрителями. Эта песня — шуточная "Песенка киноактёра". Там говорится и о работе актёрской, и о всяких разговорах, которые вокруг актёров ходят. Пожалуйста, по… послушайте эту песню. Раз уж я вышел с гитарой, нужно оправдывать это. Вот такая шутошная песня:

real mp3 txt htm 1. Словно в сказке, на экране...

<Аплодисменты>
  
Теперь я постараюсь вам очень коротко рассказать о своей работе в театре и в кино. И не только о своей работе, а вообще, о работе в театре и в кино. Дело в том, что э… я... я не буду, конечно, рассказывать никаких фактов своей биографии: когда учился, когда поступил, когда женился, когда родились дети. Это никому не интересно. Вообще... Ну, меня, например, абсолютно не интересует, у-у... там, к-кто из сидящих здесь, в зале, сколько раз был женат, это личное дело каждого, вы знаете. Хотя, в общем, на... э... За границей есть даже журналы. Они очень много разговаривают об интимной жизни артистов, и закулисные всякие истории, и с напечатаньем фотографий. Но это всё очень плохо кончается. Вы знаете, что американская актриса Марлен Монро покончила с собой и из-за этого. Пыталась наложить на себя руки другая актриса, французская, Бриджит Бордо, которая говорила, что ей так и кажется, что за каждой шторой фотокорреспондент. У нас, к счастью, этого нет, а интерес к актёрам всё равно большой. И вот я вам расскажу немножечко, несколько слов о себе, и буду иллюстрировать эти рассказы, потому что я буду больше всего рассказывать о творчестве, иллюстрировать их песнями, стихами.
  
Вот я работаю в Москве, в московском Театре на Таганке. Он так и называется — "Московский Театр на Таганке". Таганская площадь, которая раньше была знаменита тем, что там была тюрьма, которая... э... кот… из которой Маяковский, например, освобождал женщин-политкаторжанок. Тоже известная очень была площадь. А теперь на этой площади всегда многолюдно, всегда очень много людей, из-за того, что там находится московский Театр на Таганке. Театр очень популярен сейчас в Москве и не только в Москве. А завоевал он эту популярность не так давно, потому что мы существуем всего шесть лет.
  
Шесть лет тому назад Юрий Петрович Любимов, заслуженный артист РСФСР, привёл с собой группу молодых ребят, среднего возраста — двадцать один год, из училища со… с новым спектаклем. И положил начало новому театру — театру на Таганке. В этом театре сейчас... практически невозможно в этот театр достать билет. По два–три месяца люди стоят в очередях. Даже бывают такие факты, что там ночуют. И когда мы проходим около театра, около входа, и видим утром толпу людей, которые ночевали в мороз около театра для того, чтобы попасть на спектакль, просто как-то рука не подымается играть вполсилы, что ли, или спустя рукава, даже если ты устал и так далее. Вот, может быть, оттого, что у нас играют актёры с полной отдачей, так сказать, отдавая всего себя в благодарность зрителю за любовь такую, может быть, от этого к нам ходит так много публики. Ну и не только от этого. Дело в том, что театр наш очень ин... интересный по своей направленности. Это гражданский театр, который ставит острые спектакли. Это, кроме всего прочего... этот театр яркого зрелища. Ну вот я попытаюсь на... в двух словах объяснить вам, <нераборчиво> что... на примере одного из спектаклей, что же такое яркое зрелище в нашем театре. Вот идёт у нас программный спектакль, который называется "Десять дней, которые потрясли мир" э...  по пьесе Джона Рида. По книге Джона Рида. А внизу написано: "Представление с буффонадой, пантомимой, цирком и стрельбой". Сначала зритель думает: "Ну, это, наверняка, неправда. Наверняка, это просто в целях рекламы написали вот такие слова". На самом деле, когда вы подходите в половине седьмого к Таганской площади, вас вдруг поражает такая картина: висят флаги на театре красные, висят плакаты в… времён революции всевозможные, играет какая-то музыка революционная и много-много людей у входа. И в это время артисты нашего театра в форме солдат и матросов, с гармошками, с гитарами, с балалайками прямо около входа в театр на улице поют революционные песни, частушки. А у нас даже ещё такой смешной факт. Рядом ресторан находится, "Кама", оттуда выходят люди э... навеселе, естественно. Они так счастливы, что кто-то на улице играет. Они примыкают, иногда танцуют. Зритель подпевает. В общем, организуется такая весёлая картина около входа в театр. Потом, когда вы проходите двери первые, там нет билетёров. Они у вас не отрывают билетики. А стоят артисты нашего театра в форме солдат со штыками, отбирают у вас билет, корешок, накалывают его на штык, говорят: "Проходите!" Вы проходите в фойе. Перед вами висит три ящика: чёрный, жёлтый и красный. В чёрный вы опустите корешок билета, если вам не понравился спектакль, в красный — если понравился, а в жёлтый — если вы остались равнодушными. Потом мы в конце выясняем, скольким людям понравилось, скольким — нет, и, значит, делаем свои выводы. В это время в фойе ходят девушки наши, актрисы, одетые в одежду тех лет, в красных повязках, и прикалывают вам красные бантики на лацкан. Вот. Даже буфетчицы одеты в одежду тех лет. И вот постепенно зритель входит вот в эту странную такую праздничную атмосферу. Дело в том, что Ленин сказал, что революция — это праздник угнетённых и эксплуатируемых. И вот как такой народный праздник, как... как такое действо, сделан весь спектакль "Десять дней, которые потрясли мир". Потом в фойе, за такими м-м… пирамидами из винтовок, стоят опять наши артисты, поют всякие песни. Они кончаются таким смешным куплетом, частушкой, которая звучит так:

real mp3 txt htm 2. Хватит шляться по фойе... (1 куплет)
real mp3 txt htm Комментарии

   Ну, зритель с удовольствием вздыхает и думает, щас вот я пойду в зал, откинусь на спинку стула, и думает, щас будет как раз спокойное действие, к которому он уже привык в других театрах. Но не тут-то было. Выходят три матроса, с оружием, с винтовками, и стреляют прямо в зале. Пахнет порохом. У нас зал очень маленький даже бывают такие казусы. Один человек однажды раз — и в обморок упал. Его потом, правда, вынесли в фойе, он попил "Нарзану", вернулся досматривать спектакль. Но у нас не бывает смертных случаев, потому что стреляют холостыми патронами и вверх. Вот. А потом начинает, действительно, оправдываться эта самая афиша, где написано "пантомима, буффонада и цирк". У нас многие актёры занимались в цирковом училище, да и сами мы, драматические артисты, с дес… с девяти до десяти ежедневно занимаемся пластикой и движением для того, чтобы у-у... уметь выполнять даже акробатические номера. В этом спектакле я играю роль Керенского, роль матроса, который стоит на часах у Смольного и ещё роль м... офицера белой гвардии. Так вот в этом спектакле двести ролей. А нас сорок человек артистов. Каждый играет по пять, по шесть ролей всевозможных, где приходится двигаться, кувыркаться. Керенский у нас решён в сатирическом плане, как такой болтун, немножко похожий на клоуна. И вот он, значит... В... Я там стою на плечах, делаю кульбиты. М-м... многие мои друзья делают всякие тоже акробатические движения. Идёт много музыки, много песен в этом спектакле. И меняется калейдоскоп, громадный калейдоскоп картин, значит, целью которого является показать атмосферу тех лет. И во время спектакля всё время звучит настоящий голос Ленина, который записал нам замечательный артист Штраух. И создаётся полная иллюзия, что вы попадаете во... в те времена, в то время. На сцене нет декораций никаких, всё внимание только на артистов. Мы играем без гримов. Все наши спектакли мы играем без гримов, может быть, от этого мы даже немножко лучше выглядим, чем остальные артисты, потому что лицо не портится. Вот. Ну и, значит, всё внимание на актёров. И самой большой похвалой, конечно, для нас — это когда зритель говорит, что "ты знаешь, мы даже не узнали в одном и том же спектакле, то — Керенский, то — матрос. Как-то даже было и не узнать". Вот это, значит, один спектакль.
  
Ещё я занят в спектакле "Жизнь Галилея" Брехта, где я играю роль Галилея. В жи... в спектакле по Сергею Есенину, драматическая поэма "Пугачёв", в... э... поэзия, в которой я играю роль беглого каторжника Хлопуши. Эта поэма не получалась раньше, её не могли поставить. Мы её впервые поставили в Советском Союзе.
  
Потом мы сделали спектакль о Маяковском. Называется он "Послушайте". В этом спектакле тоже очень интересен... интересно решён образ Маяковского. Там нет одного человека, который бы был похож на Маяковского, читал его стихи его голосом. Играют Маяковского пять человек, то есть, на каждую, что ли, грань его дарования по одному человеку. Один — лирик-Маяковский, другой — сатирик-Маяковский, третий э… — комедийный Маяковский, четвёртый — Маяковский-гражданин. Пятый, там, ещё что-то. Нет, пятый у нас Маяковский — молчаливый. Вот э... значит, так вот решён спектакль о Маяковском.
  
Ещё я занят в спектакле м-м… "Добрый человек из Сезуана", где играю безработного лётчика. Это был первый спектакль нашего театра.
  
Ещё хочу вам сказать о некоторых особенностях театра. Дело в том, что мы ощущаем себя, артисты нашего театра, ощущаем себя не просто как исполнители, ну, то есть, стоящие на самой, что ли, низшей ступеньке театрального искусства, потому что... Ну, актёр театра — это что? Это...
  
Я очень прошу вас, ребята, не мешайте.
  
Не просто исполнитель, а м... потому что над ним стоит режиссёр, ещё выше драматург. А у нас — мы сами. Я, например, пишу песни и тексты в наши спектакли. Некоторые актёры пишут музыку для наших спектаклей. Другие актёры пишут инсценировки. То есть, мы чувствуем себя не просто исполнителями, а чувствуем себя ещё творцами. Ну, то есть, мы принимаем участие непосредственно в создании спектакля. Так что можно написать: "Действующие лица и исполнители, и авторы". Почти все являются авторами спектакля. У нас очень много музыки и песен в спектаклях. Это такой эксперимент своеобразный. У нас экспериментируют даже осветительные цеха. Например, в одном спектакле мы придумали световой занавес. Это пятьдесят фонарей по авансцене, которые зажигаются. А так как в театре много пыли, то создаётся сплошная завеса и вместо этого занавеса. И в это время не видно, что происходит на сцене. Мы можем менять декорации, переодеваться там. Однажды приехала делегация японских актёров в театр, и они говорят: "Ну вот, мы понимаем, что свет, это понятно. Но скажите, пожалуйста, а где вы такой порошок берёте, вот что вот..." Мы говорим: "Это очень трудно, это по блату мы достаём". <Смеётся> Но потом директор приказал купить большой пылесос, и всё это дело пропылесосить.
  
Я ещё занят в одном спектакле, о который я оставил напоследок специально. Называется он "Павшие и живые". Этот спектакль посвящён поэтам и писателям — участникам войны. Некоторые из них погибли, другие остались живы, но на их творчестве лежит печать военных лет. Так вот в этом спектакле я играю роль погибшего поэта э... Михаила Кульчицкого. Потом Чаплина, а потом и Гитлера. И вот... Кстати, ничего в этом смешного нет, я вам должен сказать, что это довольно сложно утром играть Маяковского, вечером Гитлера. Потом входить в образ Гитлера не так приятно, я вам должен сказать. Но мне кажется, что актёр должен уметь делать всё. И получать удовольствие, даже играя отрицательные роли, потому что всё зависит от тебя. Ведь можно же выразить своё отношение. И вы можете смеяться над этим персонажем или негодовать, или ненавидеть его, а не просто показывать вам только одну фотографию. Так что нужно уметь делать всё. И вот преимущество профессии актёрской, может быть, самое основное перед другими — это то, что актёры обязаны просто любить свою профессию. Они не могут её не любить, иначе ты не можешь быть на сцене. Так же как воспитатель не может воспитывать детей, если он их не любит. Ну как же это так, это тогда же какой он воспитатель? Вот так и у актёров. Все мы очень любим свою профессию. И даже любим играть любые роли. Но, честно вам скажу, конечно, хорошо играть роли положительные. Опять из тех соображений, что зритель думает, что ты точно такой же в жизни, какой ты на сцене или на экране.
<—>

<Аплодисменты>
  
И в заключение я хотел вам сказать, в заключение рассказа о театре о том, что если вам когда-нибудь кто-нибудь скажет, что работа артиста, в основном, — это лавры, цветы, крики "Бис", "Браво!" и аплодисменты, не верьте, пожалуйста. Это неправда. Это серьёзная, трудная работа. Так я считаю, что не существует лёгких профессий. Понимаете? Ведь... Ну как сказать? Задаром деньги не платят и правильно делают. Поэтому артисты тоже работают очень много для того, чтобы в конце выйти перед вами с улыбкой на яркую... на ярко освещённую сцену. Мы работаем с десяти до трёх репетиции, потом три с половиной часа перерыв, а потом спектакль. И так ежедневно. Как, в общем-то, и везде. Это неправда… И ещё я хотел вам сказать о том, что сейчас я репетирую самую лучшую пьесу в мире, по-моему, одна из самых лучших ролей в мире. В пьесе Шекспира "Гамлет" я репетирую роль Гамлета в нашем театре. Поэтому я даже сейчас не могу сниматься в кино и ещё, наверное, полгода не смогу сниматься. Ну, после "Гамлета" есть уже предложения на будущее.
  
Так вот о кино. В кино я начал работать десять лет тому назад, очень давно. И сначала мне, честно говоря, не повезло, потому что я играл всё больше людей несерьёзных, молодых таких, даже некоторых отрицательных товарищей. Разбитных таких, нагловатых парней. Вот в фильме, который называется "Я ро..." э-э... называется "Карьера Димы Горина", мне впервые предложили сниматься в этой картине в роли монтажника-высотника Софрона, и он же шофёр. Ну, были приятные минуты в этой картине. Во-первых, это всё снималось в Карпатах, когда тянули высоковольтную линию электропередач. Съёмки были на большой высоте, на сорокаметровых опорах. Я первый раз, когда туда залез, там ветер, страшно, и м-м... я прицепился пистолетом страховочным, и говорю: "Теперь только меня с аварийной машиной можно снять оттуда". Вот. А монтажники, эти ребята, у которых мы учились хоть каким-то навыкам, хоть что-то уметь делать, и они просто, как обезьяны, просто диву даёшься, как они там по этим... по этим перекладинам, планкам без страховки бегают. Потом они делают такой трюк: они спускают канат с сорока метров, чтобы не спускаться долго, они просто падают по этому канату, и в конце тормозят руками и перчатками, чтобы не сжечь руки, останавливаются внизу. Ну вот, жутко, просто дух захватывает смотреть. Но я тоже научился в конце, это оказалось не так трудно. И на второй съёмочный день в Карпатах, второй съёмочный день в моей жизни, мне предстояло снимать такой эпизод. В кабине машины я ехал с г... актрисой Таней Конюховой, а в кузове Дима Горин, его играл Демьяненко. И вот я, по ходу сюжета, должен был приставать к Тане Конюховой. Пытаться её обнять и так далее. Я был человек тогда скромный, я говорю, что... <Оживление в зале> <Откашливается> Но это... это не значит, что я сейчас нескромный, но тогда... <Смех в зале> Тогда я тоже был скромный. И вот... Скажем так. И вот я режиссёру говорю: "Мне неудобно как-то. Она известная актриса. Я только начал сниматься в кино. Как-то неловко, вы понимаете? Вот, может быть, я ей что-нибудь скажу, что-нибудь такое?" Он говорит: "Ну, Володя, ну брось ты дурака валять! Ты взрослый человек в конце концов. Написано в сценарии. Ты же читал. Ну что ты?" Потом Таня Ко… Конюхова меня ободрила, говорит: "Ну, Володя! Ну, надо, значит надо!" <Смех в зале> Ну вот. Я согласился и это было очень приятно даже. Вот. <Смех в зале> А м-м-м... когда я её пытался обнять, это видел всё в окно, в маленькое окошко, Дима Горин. И когда останавливалась машина, он должен был бить меня, намотав себе предварительно для надёжности кепку на кулак, должен был бить меня в челюсть. Теперь всё начинается самое страшное. В кино — это самый реалистический вид искусства, там всё должно делаться по-настоящему. Экран большой. Лицо громадное, метра три величиной, и поэтому если вы не донесёте кулак до лица, сразу видно. Зритель видит и скажет: "Э, это враньё!" И вообще, в кино манера исполнения должна быть очень правдивой, чтобы зритель в это верил. Так вот всё делается по-настоящему и не один раз, а по многу дублей подряд. <Оживление в зале> Эту сцену мы снимали девять дублей, потому что был дождь, и всё время был у оператора брак. И даже Демьяненко подошёл ко мне, говорит: "Володя! Ну что делать?! Ну, надо. Ну, давай я хоть тебя для симметрии по другой половине что ли, буду бить". Вот. Вот так вот кончилося... м... кончилось моё знакомство, вернее, началось моё знакомство с кинематографом. С такого вот несправедливого, в общем, мордобития.
  
Потом после этого я снимался в фильме "Увольнение на берег", играл моряка, который... его не пустили на берег, значит, он тоже не очень положительный человек. И он предупреждает... просит своего друга предупредить любимую девушку на берегу о том, что он не придёт. Мы снимали этот фильм на крейсере "Кутузов", на флагмане Черноморского флота в Севастополе. Я жил там целый месяц. Спал в кубрике, учился драить палубу, потому что мы снимали наказание, мне нужно было там драить палубу и ещё кое-что погрязнее. Вот. Но там мне очень повезло, потому что... Я ходил ведь в одежде м-матросской, они ко мне так присмотрелись, моряки, у меня была форма, "БЧ-5" было написано, это мотористы-радисты. Вот. И когда приехал после... Это было очень давно, после того, как э... полетел Юрий Гагарин, и он приехал как раз на корабль встречаться с э... моряками. И всех киношников прогнали с корабля, а меня оставили, потому что так пригляделись, считали за своего. И я вот видел эту самую встречу <откашливается> с э... Гагариным.
  
Потом я снимался в фильме "713-й просит посадки" и опять играл американского солдата морской пехоты, который всё врывался в кабину, где лежали усыплённые лётчики. Вот. И пытался посадить самолёт с криками со всякими. Приставал тоже к девушке. И должен был меня за это бить Отар Коберидзе. А человек он восточного темперамента, у него глаз загорался сразу нехорошим огнём. <Смех в зале> Я так... я так смотрю и думаю: "Ну, сейчас убьёт точно". Ре… Ну, режиссёр всё время говорил, что искусство требует жертв, так что вот я опять, снова был жертвой. Ну, как видите, остался жив, всё кончилось благополучно, но с тех пор я всегда сценарии выбираю, смотрю, кто кого там бьёт <неразборчиво>. <Откашливается> Вот. <Смех в зале>
  
Потом я играл ещё одного отрицательного человека, гимнаста Юрия в фильме "Штрафной удар". В этом фильме, в-в... там сюжет такой, что мы едем в колхоз под чужими фамилиями зарабатывать деньги, на Спартакиаду. А я играю гимнаста. Специальность моя — конь и перекладина, но руководитель так здорово разбирался в спорте, что он сказал, что я на перекладине... через перекладину на коне сигаю. И меня впервые в жизни посадили на лошадь. Это был очень смешной эпизод, потому что ноги болтаются, лошадь побежала в другую сторону. Она оббегает препятствия, он вылетает из седла в другое, всякие трюковые съёмки. И вот для того, чтобы делать вид, что ты не умеешь ездить на лошади, мне пришлось учиться полгода. Я очень благодарен этому фильму, потому что конный спорт теперь — любимый мой вид спорта. Я продолжаю им заниматься. И вот эта "лошадиная" картина помогла другой, в которой я снимался. Где... Ну, "лошадиная" — где есть лошади. Вот. Ну, выполнял сам трюки в той картине.
  
Сейчас актёрам, нам, не разрешается выполнять самим трюки после смерти Урбанского, который сам выполнил трюк на машине, хотя ему не давали этого делать. Он прыгал с бархана на грузовой машине, а это время немножко снесло песок. И он не рассчитал и разбился. Поэтому сейчас делают профессионалы, трюкачи, специальные люди, которые делают подсечки лошадям, переворачивают машины и так далее. Но мы сами тоже делаем кое-что. Например, в фильме "Служили два товарища" я стрелялся и падал с четырёх метров с борта в воду. Это был март месяц, три градуса вода, в полной одежде. Три раза меня вытаскивали, переодевали, давали спирт растираться. <Смех в зале> Вот. Так что кое-что всё-таки мы хотим делать сами, потому что всегда приятно, чтоб зритель видел, что это ты всё-таки, ты сам выполняешь. Вот после этого фильма был небольшой перелом. Вдруг стали мне давать положительные роли, но такие положительные, что я без смеха не могу об этом вспоминать. Например, в картине "На завтрашней улице" , это был великолепный... великолепное время в моей жизни, потому что мы снимали два или три месяца на Плявенской ГЭС. Это была ударная стройка. Там были самые лучшие работники с других строек, ребята. Я видел, как прорывало перемычку, видел, что такое аврал, как перекрывают реку. В общем, впервые в жизни видел, как создаётся эта махина, которая потом на фотографиях выглядит так красиво и безобидно, белого цвета и так далее. Вот. Я видел, как её создают своими руками люди. Но дело в том, что мне-то довелось там играть роль очень положительного человека. Ну, такого положительного, что таких не бывает. У него на работе всё хорошо. А живёт он в палатке. Палатка течёт, ребёнки плачут, жена кашляет, а он даже квартиру не просит, говорит: "Я сознательный". Ну вот, видите, я не хотел играть эту роль, просил сценариста переменить. Таких людей не бывает. Вообще неинтересно играть людей, покрашенных только одной белой или чёрной краской. У каждого человека всегда есть черты и такие, и такие. И всегда интересно сыграть живого человека. А зритель наш избАлован хорошими картинами, хорошими образами, настоящими людьми и его никогда не обманешь. Он сразу понимает, где насто... где правда, а где неправда.
   ...том я играл в "Стряпухе". Там впервые в жизни я пел, но меня озвучили. И пел я почему-то тенором в картине. Когда посмотрел себя на экране, просто не узнал. Долго возмущался, но это было уже поздно.
  
А потом очень резко повел… повернулась судьба моя в кино, и стал я играть людей уже взрослых. Может быть, оттого, что сам повзрослел. Мне предложили сниматься в фильме "Я родом из детства". Фильм этот снимал очень интересный режиссёр с "Беларусьфильма" Виктор Туров. Он интересен вот чем. Он... У него было очень такое тяжёлое, жестокое детство. На его глазах казнили отца немцы, он был партизаном. Потом их угнали с матерью в Германию, когда ему было семь лет. Потом он в девятилетнем возрасте полгода добирался через всю Европу пацаном, и дошёл до своего родного Могилёва, и встретил там мать. И вот у него сохранилось это удивительное восприятие, детское восприятие военных лет, конца войны. И он снимает на эту тему фильмы. Много его фильмов. Вот у него фильм был "Через кладбище", потом "Я родом из детства". В этом фильме мне была поручена роль капитана-танкиста, который горел в танке и потом полгода лежал в госпитале, и боялся посмотреться в зеркало, потому что боялся, чт… что увидит что-нибудь страшное, что у него с лицом стало. Пот... приходит домой. Дома нет мебели, потому что сожгли, было холодно, нечем топить. И только кто-то пожалел гитару и зеркало. И он впервые видит своё лицо после полгода госпиталя, протирает зеркало и смотрит, что он седой человек в тридцать лет, что у него шрамы на лице. А шрамы делаются в кино тоже варварским способом. Это наливается какая-то жидкость, вот так скрепляется кожа. И часов двенадцать ты так ходишь. А потом, когда снимаешь этот состав, коллодий, то лицо остается таким, он долго очень расправляется шрам. А мы ещё обнашиваем одежду всегда в тех местах, где снимаем, ходим в одежде. Я ходил в форме капитана э... военных лет да ещё с нашивками о ранениях. И однажды одна старуха, белоруска, сказала мне: "Ой, сынок, как же тебя война покалечила". Вот. Ну, видите, в чём дело. Для... ведь в Белоруссии погиб каждый четвёртый белорус, поэтому война для них очень свежа в памяти. Для них как будто бы и не прошло этих двадцати лет. Они её помнят очень... очень сильно войну, в Белоруссии. Вообще с военными песнями у меня было много интересных историй. Мне писали письма, в которых написано было: "Володя! А помнишь, как мы под Сталинградом лежали в окопе?" А мне было тогда пять лет. Я лежать в окопе не мог. Вот. Но было очень приятно. Значит, люди как-то… что-то видят, какие-то настоящие строчки в этих песнях. Вот в фильм "Я родом из детства"... Я ещё его люблю за то, что я туда впервые написал песни о войне.
   Щас я вам спою песню "Братские могилы", которую исполнял в нашем фильме Марк Бернес. Светлой памяти его я её посвящаю. Я с ним очень дружил последние годы перед смертью. К сожалению, он рано довольно ушёл. Он был великолепный артист и человек. Я говорю о нём так не только потому, что он умер и что принято так говорить. А это было так на самом деле. Послушайте песню "Братские могилы".

real mp3 txt htm 3. На братских могилах не ставят крестов...

<Аплодисменты>
  
Ещё песня из этого же фильма. Она, к сожалению.... не вошёл весь эпизод госпиталя, она выпала, но я её люблю, потому что эпизод был очень интересный, когда рядом лежащий раненый, он по… потерял руку в последний день войны и был зол на весь мир, на себя и на окружающих, и всё время говорил: "Посмотрел бы ты на себя, как ты изуродован. Как ты домой появишься!" и так далее. Ну, прям, как будто бы издевался. Ну, уж оттого, что он так несправедливо потерял руку. "Песня о госпитале".

real mp3 txt htm 4. Жил я с матерью и батей...

<Аплодисменты>
<—>
   ...конкретный случай вот этот о смерти Живлюка, ему посвящена песня э… "Здесь вам не равнина", вы её слышали, про человека, которого убило камнем. И однажды, когда я приехал в горы в прошлом году, я увидел на могиле погибших альпинистов, на камне высечены буквы:
         
«Другие придут, сменив уют
          На риск и непомерный труд...»

  
И хотя сам факт по себе, конечно, печальный — смерть альпинистов, но как-то просто мне, вы знаете, мне... я понял, что, в общем, что... что недаром работаешь, потому что... если слова ставятся на камень. Вот. Я сейчас спою вам песню из фильма "Вертикаль" — "Прощание с горами".

real mp3 txt htm 5. В суету городов и в потоки машин...
real mp3 txt htm Комментарии

<Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Потом... позже меня пригласили сниматься в ещё в один фильм, где я играл геолога. Фильм "Короткие встречи". Вы знаете, у нас у всех, в нас во всех сидит такая, ну что ли, страсть к перемене мест, тяга к незнакомым местам и людям. С детства ещё, с детских сказок, с детских книжек, в которых путешествуют люди по далёким странам. И вот в этом смысле кино даёт очень большие возможности. Вы можете попасть куда угодно. Я за десять лет изъездил почти всю Россию, пропутешествовал. Но в то же время это довольно сложно, потому что дома говорят: "Вот ты всё время ездишь. Что ты там делаешь? Да сиди дома". Ну, это известно. И вот у этого геолога, который м-м... изображён в фильме "Короткие встречи", у него тоже такая судьба. Он ушёл из управления. Работает, ищет серебро. Находит его. А у него дома жена просит его оставаться. А он говорит: "Поедем со мной!", а она говорит: "Оставайся со мной..." А он встречает девушку где-то в пути. В общем, такой сложный психологический фильм. Судьба немножечко, вот немножечко что-то напоминает актёрскую, у этого человека.
  
Потом я работал сразу в двух картинах, и играл две совершенно противоположные роли. Двух людей. В фильме "Два... Служили два товарища" я играл роль белогвардейца, м... поручика Брусенцова. И в этот же период я снимался в фильме "Интервенция", где играл роль подпольщика-большевика Бродского. Оба они гибнут. Один из них гибнет, потому что он понимает, что он выбрал... что Россия идёт совсем не тем путём, и что он служил делу своему, белому, преданно, до самого конца. Вот. И хотя он смелый человек и способный, и талантливый, если бы он оказался по эту сторону баррикад, он бы принёс много пользы. Но он не понял э... ничего, не понял. И когда он в конце, в самом конце фильма, он увидел, что всё, он теряет Родину, уплывая за границу, а вместе с Родиной он теряет жизнь свою. Вот. Он понял, что Россия пойдёт по-другому. И он стреляется, в-в... и пускает себе, как отчаявшийся человек, опустошённый, пускает себе пулю в рот. Меня спрашивают: "Что ты, из-за лошади застрелился?" Ну, конечно, нет. Лошадь тоже жалко. Она остаётся. Вот. Но он застрелился, вот из-за этой своей опустошённости полной и отчаянья.
  
А второй человек тоже гибнет в картине "Интервенция". По... прообразом его был Ласточкин. Его именем названа улица в Одессе. Это был удивительный человек. Вездесущий такой, неуловимый Янус. Его знали все, его искали, за него пр… предлагали бешеные деньги интервенты, когда они пришли тогда в Одессу. А они занимались вместе с группой дру... товарищей — Жанна Лебурб и ещё несколько человек, они аг… проводили агитацию в войсках интервентов. И это закончилось полным провалом интервенции, потому что французские солдаты отказались стрелять в наших. Но он был арестован. Его пытали. И потом его повесили, этого человека. <Но> вот какая разница в смертях. Он умирает с сознанием исполненного долга, и даже говорит... у меня есть там такая фраза, я говорю, что: "Ну почему, ну зачем ты плачешь? Будь спокойна, потому что самое основное дело жизни нашей выполнено". И он уходит спокойно. Я там пел. Я писал туда песни, в эту картину. К сожалению, я сейчас не могу показать вам эти песни, потому что м-м... их писал композитор Слонимский на мои… на мои… на мои слова, а я уже забыл. Прошло два с половиной года.
  
После этих двух картин меня пригласили сниматься, я тряхнул стариной, опять играл отрицательную роль. Человека в фильме "Хозяин тайги", Ивана Рябого. Вот этот человек, ну что вам сказать? Он тоже не совсем уж... совсем уж плохой, хотя он, в общем, докатывается до преступления. Но он, например, искренне любит девушку. Я пытался показать и то, и другое в его характере. А мы снимали это на реке Мане в Сибири под Красноярском. Потом в Дивногорске на Красноярской ГЭС все эти съёмки проходили. И там меня сплавщики, бригада сплавщиков, они учили бегать по вот этим качающимся брёвнам по реке. Это довольно сложно, потому что там сплавляют лес не плотами, а молем. И пока добежишь, вот если образовался залом, его разбирать багром, можно несколько раз упасть в воду. Это довольно неприятно. Река холодная, бурная. И там бригадиром этих сплавщиков был такой человек с рябым лицом. И я э... очень много взял от него. Так что если роль получилась, то пятьдесят процентов это на его совести, потому что я у-у него чему-то научился. Его манере разговаривать с людьми, его чувству собственного достоинства, силе какой-то. Но только он был человек положительный, а вот мой Рябой — подмоченный. И я режиссёра попросил даже, чтобы он э... назвал моего персонажа, фамилию ему дал Иван Рябой.
  
И наконец, последний фильм "Опасные гастроли". В нём я играл роль э... актёра, который помогает переправлять нелегальную литературу из-за границы для нашей партии, переправлять в Россию. Вы знаете, этот фильм вызвал много и критики, и похвал. Критика есть справедливая. Вероятно, немножечко многовато мы показали всяких танцев и так далее. Вот. Но м-м... я считаю, что б-большая доля претензий... В общем, нужно критиковать всё-таки с добрым глазом, чтобы люди исправляли ошибки, а не просто ругать. Вот, например, я скажу вам так, что мне кажется, что этот фильм — он может быть началом. Это же первая картина в таком жанре. Ведь всегда, когда показываются какие-то серьёзные события, хочется, чтобы они были показаны интересно, чтобы это интересное повествование было. А если говорится об необыкновенно интересных вещах, о революционных каких-то вещах, о начале века, о подпольной борьбе, о гражданской войне, а сделано это скучно, то это же ведь проигрывает дело само от этого. Так вот мы в этом фильме пытались сделать так, чтобы это было просто интересно смотреть зрителю. Ну а как актёр может работать тогда вот по этому заданию? Это был на самом деле такой случай. Литвинов, известный очень деятель нашей партии, будучи за границей, пользовался услугами одесских актёров и через порт передавал литературу, а потом и оружие для русских большевиков. И вот этот... это был факт. Ну, актёр, конечно, действует своими методами. Переодевается, перегримировывается — это уже фантазия авторов. Я писал туда песни, в эту картину. Все песни в этом фильме — мои. Но я сейчас не хочу их исполнять, эти песни, потому что фильм прошёл совсем недавно, а я те песни пел, чтоб просто напомнить вам картины.
  
Я лучше спою вам вот что. Я спою вам шутошную песню, написанную мной для спектакля московского театра Сатиры "Последний парад". Песня называется "Гимнастика". Эту п... песню исполняют в том месте, когда моряки во главе с Папановым Анатолием, артист такой есть, очень хороший артист в театре Сатиры, они утром после встречи... девять месяцев были они в море, встретились, сильно выпили, а утром встали, голова у всех болит, и они решили заниматься гимнастикой, чтобы взбодриться. И вот как три дьявола, пожилые человека делают гимнастику под такую вот шуточную песню.

real mp3 txt htm 6. Вдох глубокий, руки шире...

<Изменён порядок куплетов>
<Аплодисменты>
  
Спасибо. Спасибо.
  
Пожалуйста, послушайте ещё одну шутошную спортивную песню "Песню о сентиментальном боксёре". Это про человека, который умел боксировать, но очень этого дела не любил. Это самая быстрая, по-моему, в мире песня, поэтому я иногда сам не очень соображаю толком, как слова ставлю и, пожалуйста, повнимательнее. Значит, "Песня о сентиментальном боксёре".

real mp3 txt htm 7. Удар, удар... Ещё удар...

<Аплодисменты>
  
Спасибо. Спасибо.
  
Теперь послушайте, пожалуйста, песню, которая написана мной в память о погибшем не так давно, пять месяцев тому назад, великом альпинисте Михаиле Хергиани. Этот человек был известен во всём мире. Он был лучшим скалолазом мира. Я с ним встречался. Он меня затаскивал на вершины, на которых мы должны были снимать. Этот человек, который с песней шёл на самые трудные участки. Человек был кумиром всех альпинистов всего Советского Союза. Это был общий траур, когда он погиб случайно на спасательных работах. Он, правда, вёл себя там, как в бою, и вот поэтому песня моя с таким немножко с военным, что ли, налётом. Называется она "К вершине". Послушайте.

real mp3 txt htm 8. Ты идёшь по кромке ледника...

<Аплодисменты>
  
Благодарю вас. Большое вам спасибо.
  
Послушайте, пожалуйста, ещё одну шутошную песню, которую я скорее написал по необходимости, чем по желанию. Дело в том, что э... слухи и сплетни, которые распространяются не только об актёрах, но обо всех людях, они очень вредны для здоровья. Тем людям, про которых они распространяются — у них портится нервная система, а которые их распространяют, у тех, ну как вам сказать, ну у тех хрипнет голос, и типун на языке образуется. <Смех в зале> И они тратят очень много энергии на то, чтобы убедить, что это правда. Вы понимаете, это действительно ужасно, что так много слухов и сплетен самых разнооб...
<—>
   "...хах и сплетнях".

real mp3 txt htm 9. Сколько слухов наши уши поражает...

<Аплодисменты>
  
Большое спасибо. Спасибо. Спасибо. Спасибо.
  
Пожалуйста, послушайте песню, напишанную мной для нового фильма "Сыновья уходят в бой" того же режиссёра, который, вот я о нём рассказывал, из Белоруссии. Это будет две серии: "Война под крышами" и "Сыновья уходят в бой". Перед отъездом сюда мне сообщили приятную новость. Скоро выходят две пластинки очень большим тиражом с этими песнями из этих двух фильмов. Но пока их никто не слышал, я с особым удовольствием спою вам песню, военную песню "Он не вернулся из боя".

real mp3 txt htm 10. Почему всё не так? Вроде - всё как всегда...

<Аплодисменты>
<Разговор в стороне>: <Неразборчиво>. — Сколько времени? — <Неразборчиво>.
  
У меня ещё есть время, я с удовольствием ещё спою для вас. Дело в том, что будет ещё здесь выступление, поэтому нужно впустить, выпустить. Это п-предупреждали, что это очень сложно.
   Я спою вам сейчас шутошную песню, ещё одну а... спортивную, которую написал два года тому назад по поводу выигрыша нашими ребятами в хоккей первенства мира. Тогда была драматическая игра с канадцами. Наши выиграли два–один, но канадцы перед этим молились, их тренер водил молиться. Пастор молиться водил, но они всё равно проиграли. И там было пять профессиональных игроков. Они было начали пользоваться силовыми приёмами, но наши ребята... вдруг им сказали: "Давайте тоже!" И на... на второй период один из них, Бревер, из канадцев, выехал с двумя пластырями такими, с двумя полосами, заклеенный. Его очень сильно приложили. И вот эта песня — она сейчас любимая песня у наших альпинистов. Я встречался с ними перед их выездами, когда они ездят на ответственные соревнования, они всегда просят петь эту песню. И даже возят с собой плёнку. А иногда ездят певцы туда вместе с ними и поют им эти... значит, вот эту самую песню. Так что если там есть один процент э... для бодрости духа, для того, чтобы поднять боевой дух. И вот если хотя бы один процент или полпроцента есть э... моей заслуги в их победе, я просто счастлив. Вот послушайте. Ну, эта песня, конечно, шутошная, но она всё-таки отражает. А пять можно заменить на семь, потому что они и в се... седьмой раз выиграли первенство мира, и тогда песня снова становится как будто бы новая песня. Послушайте.

real mp3 txt htm 11. Профессионалам - зарплата навалом... (без конца)
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0221
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  05 января 2024 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY