|
|
|
|
|
|
ДИКТОР (женский
голос): <Говорит по-болгарски>
Л.КОЛАРОВ: <Говорит по-болгарски>
Пожалуйста. Ну, я
так понимаю, что Любомир попросил меня представить моих товарищей, ну,
во-первых потому, что я их лучше знаю, а, во-вторых, он понимает, что я про
них что-нибудь расскажу.
Значит,
сначала несколько слов вот о чём. У нас театр особенный, отличается от
многих других театров по разным... разными своими компонентами, и по… в
поисках формы и в том, что этот театр экспериментальный и во многих, во
многих других вещах. И есть одно отличие, не совсем принципиальное, потому
что теперь во многих театрах у нас в Советском Союзе стали делать примерно
то же, что мы. Но, во всяком случае, начинали такой вот почин — мы. Дело в
том, что многие наши актёры, помимо основной своей исполнительской
профессии, они занимаются ещё некоторыми побочными делами, но тоже
связанными с искусством, конечно. Я имею в виду, с искусством. Значит, так
как у нас в театре стремятся к тому, чтобы актёр умел делать всё на сцене,
был актёром синтетическим, а именно: мог хорошо двигаться, танцевать,
заниматься э… пластикой, движением, танцем, пением, играть на различных
инструментах. То вот, я думаю, что Любимов, и как... подбирая людей для
нашего театра, тоже руководствовался и этим. Поэтому вот из сидящих здесь
четверых людей, каждый из нас делает что-нибудь кроме того, что он
драматический актёр.
Я начну сразу
по порядку. Леонид Филатов, кроме того, что он актёр нашего театра, он пишет
стихи, он поэт. Занимается этим давно, печатался довольно много. Сейчас
начал печататься по второму кругу в Москве. Э… Он...
Л.КОЛАРОВ: А
что он пишет, простите? Он
пишет, кроме того, что он пишет нормальные стихи, как все поэты, он ещё
пишет ненормальные стихи, а именно, он пишет пародии. Причём, ну я не знаю,
так как я говорю — можно я своё мнение скажу? Дело в том, что, мне кажется,
что его пародии — они интересны не только тем, что это чисто пародии на
какое-то стихотворение или когда берётся одна строчка из стихотворения
поэта, а потом на неё делается пародия. Его пародии интересны тем, что они
пародии на стиль автора. Вы сразу узнаете, о ком он э… пишет. И самое
главное, что он их ещё и показывает. И я думаю, что ты сегодня...
Л.КОЛАРОВ:
Мы надеемся, да, что Леонид об этом прочтёт… Ну вот.
Ну, конечно.
И теперь вот
— Иван Дыховичный. Иван Дыховичный — актёр нашего театра и он, например... Я
с ним познакомился раньше, чем когда он пришёл в театр, я слышал, как он в
компаниях поёт. А поёт он тоже очень интересные вещи, а именно: он пишет
музыку к некоторым стихам уже забытым и даже малоизвестным. Он тоже об этом
потом расскажет. Л.КОЛАРОВ: <Неразборчиво>
какие Вы имеете?.. Ну, я
имею в виду стихи Дениса Давыдова и вообще поэтов, которые жили, там, в
девятнадцатом веке. Л.КОЛАРОВ: Пушкинский период...
...пушкинского периода, которых мало знают.
Знают, скорее, Дениса Давыдова, как известного партизана, героя войны, а как
поэта его знают меньше. Иван нашёл многие его стихи, написал музыку к этим
стихам. И теперь эти песни звучат в нашем спектакле о Пушкине. Ну, я думаю,
он сам, когда вам что-нибудь сегодня покажет, он дорасскажет.
Иван Бортник.
Он актёр нашего театра и тоже, как и почти все из нас, он владеет
инструментом, а именно — гитарой, и во многих наших спектаклях поёт песни.
Вот недавно у нас была премьера спектакля "Пристегните ремни", в котором он
исполнял не забытую, а почти не исполняемую после Бернеса песню... Ну, ты сам
её, да? — потом попробуешь, нет? — спеть?
ГОЛОС: "Враги сожгли родную хату".
"Враги сожгли родную хату". Ну
вот.
Ну, я… я
работаю в театре как актёр и пишу... Л.КОЛАРОВ:
Позвольте мне несколько слов сказать о Вас… Ну,
скажите, скажите... Л.КОЛАРОВ:
Дело в том, что Володя <продолжает по-болгарски>
…бард. Можно так сказать? Нет, я
не люблю это слово. Не бард, нет. Я просто пишу стихи и исполняю их под
гитару, потому что это доступнее. А гитара — такой демократичный инструмент,
овладеть ими могут очень многие люди и довольно быстро, и поэтому она
доступна, гитара, для многих людей, и поэтому песни мои — они так...
Л.КОЛАРОВ: ...также доступны...
...также доступны для людей, как и вот этот инструмент.
Л.КОЛАРОВ: <Говорит
по-болгарски> Простите, Володя, но у вас в руках гитары. Мы не
хотим лишаться этого удовольствия, чтобы вы нам что-то спели. Хорошо.
Вот… Л.КОЛАРОВ:
Предоставить эту возможность вам, чтобы сами решать, раз вы гимн оставили к
концу. Что вы нам щас споёте? Хорошо.
Вы верно… вы прямо у меня ответ с языка сняли. Я хотел, чтобы мы эту песню
"Дороги"... завершили нашу встречу этой песней. Мы вместе её споём. А сейчас
я вот что как... как... можно сделать так. Э… Иван играет одну из
центральных ролей в этом спектакле, о котором я говорил, "Павшие и живые".
Читает несколько стихотворений наших замечательных военных поэтов. Поэтому
мы начнём эту военную тему. Ты почитаешь стихи, потом я спою песню военную,
да? Ну, давай тогда прямо начни. И.БОРТНИК:
Очень хорошо. Но только ты вначале сказал о песне, значит, на слова
Исаковского «Враги сожгли родную хату», но здесь мы, значит, с тобой никак
не можем её <неразборчиво>, нет
аккомпанемента, аккомпаниатор другой, значит, но… а… <неразборчиво>
из спектакля «Павшие и живые» лучше почитаю.
Л.КОЛАРОВ:
Да, почитайте, пожалуйста…
И.БОРТНИК:
Этот спектакль, значит, построен на материале стихов павших поэтов, значит,
которые не вернулись с войны и ныне живущих. Вот, значит, такой есть у нас
такой замечательный поэт Давид Самойлов, вот у него стихотворение «Перебирая
наши даты» я сейчас и прочитаю. |
|
|
|
|
|
|
Л.КОЛАРОВ:
Спасибо большое. Володя, спасибо за то, что ты нам спел такую прекрасную
песню. Но поскольку дом, как все болгарские дома, в которых, как Вы
и говорили, Вас гостеприимно встречали <неразборчиво>,
отличается той же самой чертой. Я прошу прощения за скромность…
Правильно я надеюсь, что вы нас кофе напоите?
Л.КОЛАРОВ:
Да. Может кофе не будет, но что-нибудь другое будет, более сильное, более крепкое.
То позвольте, конечно, дать слово всем нашим гостям сегодня вечером. Итак,
Лёня Филатов, который, Вы как нам его представили, э… прекрасный э… не только
поэт, но и пародист, что в наше время э… встречается гораздо реже, чем…
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Гораздо чаще, да...
Л.ФИЛАТОВ:
Гораздо чаще встречаются.
Нет, ну
такие пародии, как пишет Лёня, я думаю, что просто ещё не встречаются.
ГОЛОСА: <Неразборчиво>
Л.КОЛАРОВ:
<Неразборчиво>
на сегодня? Л.ФИЛАТОВ: Я
вот хотел бы сказать несколько слов перед тем, как начать читать, э… что
пародия ведь — такой э… жанр, что он предполагает знание данного поэта на
родном языке. Так что, наверно, я не в обиду болгарским зрителям, наверно,
не всё будет понятно, вот. И уж совсем будет непонятно, если я буду
показывать внешне, как они читают, но поскольку я не знаю…
Л.КОЛАРОВ: Вы
имеете ввиду поэтов, да? Л.ФИЛАТОВ:
Да... поэтов… Ну, я знаю, что все, наверно, в Болгарии знают Андрея
Вознесенского и Евгения Евтушенко, вот. Но мы их знаем… во-первых, читаем на
родном языке, во-вторых, знаем лично. И, значит, вот из этого комплекса,
вот, родились эти пародии, которые я буду читать. Более того, они имеют ещё
отношение непосредственно к нашему театру, потому что слово Таганка будет
там встречаться сплошь и рядом.
Л.КОЛАРОВ:
Пожалуйста.
Л.ФИЛАТОВ:
Значит, э… Андрей Вознесенский: |
|
|
|
|
|
|
Л.КОЛАРОВ: Нет, Вы , конечно,
шутите, потому что мы все, которые находимся здесь…
Они, которые его пытали...
—
Л.ФИЛАТОВ:
Они, которые пытали --- плохие люди...
Л.КОЛАРОВ: Уже не только знаем, а
и полюбили Таганку. И полюбили со всеми, так сказать, не только прекрасными
спектаклями, а с всей того
добродушия, и всей своей отзывчивостью и той человечностью, которая
существует во всём Театре на Таганке. Но мы долго не пели, как…
ГОЛОСА: <Неразборчиво>
Л.КОЛАРОВ: Разрешите мне
предоставить гитару… Дыховичный, пожалуйста.
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Наш театр не только театр политический, но он и лирический
театр, и театр, который умеет и чувствовать, и любить, и прочее, и прочее, и
прочее. Вот. Поэтому мне бы хотелось спеть старинную гусарскую песню Дениса
Давыдова, которая называется понятным, по-моему словом... Л.КОЛАРОВ: Одно, секунду, простите,
пожалуйста, как Вы нашли эти песни?
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, Денис Давыдов в нашей стране очень известен. Он
известен, в основном, правда, как военный, как первооткрыватель
партизанского движения в России. Вот. Кроме всего прочего, он друг... был
другом Пушкина, и вообще личность была очень интересная, незаурядная,
весёлая, шумная и прочее...
Л.КОЛАРОВ: Вам приходилось
копаться в архивах?
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: В архивах... Я бы не сказал, что уж в таких архивах,
потому что у нас печатается он и... Но просто его современное поколение...
вот моя генерация людей его знает хуже, к сожалению, но это — в общем. А
вообще он очень известен, популярен, никакого первооткрывательства здесь
нет. А музыка, которую я написал, она новая музыка, потому что на все его
почти стихи написана музыка, но её сейчас, мне кажется, слушать очень трудно
э... скучно что ли и это не отражает, так сказать, то чего мы чувствуем.
Вот.
Л.КОЛАРОВ: Ну, посмотрим <неразборчиво>.
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Значит, песня называется "Изменница", ну, тут, по-моему,
добавлять ничего не надо. Написана она им, когда он был очень молодым, а так
как он был человек некрасивый, маленького роста, нос картошкой у него был
такой, то тогда в девятнадцатом веке женщины таких не любили, и в любви ему
очень сильно не везло.
Л.КОЛАРОВ: А сейчас каких любят?
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Сейчас, видимо, любят, так сказать, могут полюбить и за
такие качества вполне. А тогда были очень разборчивые просто женщины...
Л.КОЛАРОВ: Что Вы говорите…
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Да, мне кажется, так. Вот. Поэтому, значит, я спою песню,
которая называется "Изменница". |
|
|
|
|
|
|
Л.КОЛАРОВ: Спасибо большое. Ещё
что?
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, ещё что... всё-таки я думаю, что...
Л.КОЛАРОВ:
<Неразборчиво>.
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, не совсем... Володя... Л.КОЛАРОВ: Что-нибудь
современное Вы..?
И,ДЫХОВИЧНЫЙ: Да вот я и хотел сказать, что я не только пишу на слова
поэтов забытых, вроде прошлого века, но я пишу и музыку на стихи современных
поэтов нашего времени. Ну, во всяком случае, нашего столетия, стихи
Пастернака, стихи Мандельштама. И песня, которую я хочу вам спеть, написана
на слова мало очень у нас известного поэта тридцатых годов, фамилия его
Тарловский. Поэт очень любопытный, малознакомый, к сожалению, но я думаю,
что он скоро будет опять у нас печататься. Песня, которую я спою, имеет
непосредственное отношение к нашему театру и к нашему спектаклю, который
называется "Товарищ, верь". Это спектакль о Пушкине, и песня эта посвящена
Пушкину. Называется она "Чёрная речка". Это место смерти и дуэли Пушкина.
Вот. Послушайте, пожалуйста, эту песню. |
|
|
|
|
|
|
Л.КОЛАРОВ: Ну, спасибо большое, Ваня,
но, мне кажется, что наша, так сказать, встреча сегодня в моём доме вместе с
нашими друзьями, кстати, товарищи мои с телевидения, которые здесь
присутствуют, уже углубилось немножко в таком, в серьёзном аспекте, а
поскольку Таганка, с Вашего разрешения Лёня, известна… была такая... очень
серьёзный театр, но и как очень весёлый, разрешите мне попросить и от вашего
имени э... Володю Высоцкого спеть нам какую-нибудь шуточную песню из той серии,
которые так популярны у нас в стране, хотя и на русском языке...
И.БОРТНИК: У нас тоже...
Л.КОЛАРОВ: У вас тоже?
Ну, пожалуйста. Ну что же, тогда я спою вам
одну шуточную песню. Мне её особенно приятно спеть, потому что эта песня
называется "Посещение Музы, или Песенка плагиатора". Значит, что такое
"плагиаторы" все знают — это люди, которые присваивают себе чужие
произведения. Значит, ну а когда Муза посещает — это же очень хорошо, верно? |