|
|
|
|
|
|
В общем, он тоскует по Таганке вот этот самый человек, где он бывал раньше.
Вот. Но эта песня тоже теперь устарела, потому что есть зачем ехать на
Таганскую площадь теперь, ибо вместо старого театра, прежнего театра в
старом помещении теперь работает новый театр, который называется Театр
дра... Театр на Таганке, просто: Театр на Таганке. Это театр, который,
несмотря на то, что ему всего четырнадцать лет, он завоевал большую популярность и любовь у зрителей Москвы и других
городов, в каких мы бывали на гастролях. Были мы за рубежом. Вот вам
небезынтересно будет узнать, что, например, в... э... пару лет тому назад в
Югославии на белградском интернациональном фестивале БИТЕФ — десятилетний
фестиваль — мы завоевали Гранд-при, высшую награду фестиваля, за спектакль
"Гамлет". Ну, мне это вдвойне приятно, потому что я там играл центральную
роль, а вам это, наверное, тоже любопытно, потому что вы в прессе об этом не
читали... к сожалению, ибо не особенно принято почему-то освещать успехи
нашего театра э... как-то в основном — недостатки, вот… о которых им виднее.
<Оживление в зале> Вот недавно,
например, в... была статья по поводу того, что "Гоголь молчит". И Гоголь,
действительно, молчит, я думаю, он п... промолчал бы и по поводу этой статьи
тоже. Вот она какая-то странная и несерьёзная. И... вот, например, мы были
на гастролях в... в прошлом году в Париже, в Лионе и в Марселе французские
гастроли прошли с громадным успехом, а результатом их была какая-то тоже
н... такая... публикация... странная в "Литературной газете" совсем не по
поводу гастролей, а по-другому поводу, и там было приведено в пример две
цитаты, надёрганные из единственных двух статей... в числе сорока других...
— это две статьи были единственные, в которых содержалась... содержались
упрёки в наш театр, вот эти цитаты выдернули, воткнули их в... определённом
контексте вот в эту самую публикацию и создали ложное впечатление у зрителей
— вернее, у читателей — о том, что наши гастроли прошли без успеха. Это
неправда. Я смею вас уверить, что они прошли с колоссальным успехом,
внимание было необыкновенное, иг... Сказали, что за последние десять лет у драматических театров не было такого успеха... во
Франции, и свидетельством тому была... снова высшая премия французской
критики за лучший театральный спектакль, драматический спектакль, за лучший
иностранный спектакль года. А в поза... в прошлом году во Франции было их
около двухсот, коллективов иностранных, так что вы... как вы понимаете, это
было трудно это заполучить и всё-таки и... эт... отдали нам, и опять за тот
же спектакль "Гамлет". Так что гастроли прошли хорошо там, мы
представительствовали достойно. Ну и даже в Марселе, — это город южный, он
побратим Одессе т... и там, соответственно, и публика — одесская, <смех
в зале> так что они очень хорошо нас принимали, в конце
спектаклей подолгу не уходили — минут по тридцать стояли, стоя аплодировали,
несмотря на то, что французы очень любят пойти... потом домой или.. в
какой-нибудь ресторан и поужинать. Вот они... предпочли у нас долго стоять.
Значит, в
сём... в чём... Это всё шутки, но, правда, если вы даже... я не говорю уже,
там, про зарубеж... А вот здесь, если вы проедите э... м... мимо Таганской
площади в любое время дня и ночи — вы увидите громадную толпу, которая
всегда стоит около театра, всегда: утром, вечером, днём, и иногда ночью в
тёплые летние ночи люди ночуют на раскладушках в соседних дворах, чтобы
успеть на перекличку и, значит, завоевать себе право на билет. И п...
достать билет очень трудно, особенно на последние спектакли и... и особенно
вот на — "Мастер и Маргарита". Хотя некоторые приходят к... администратору и
говорят: "Дайте нам билетик, — машут какими-то удостоверениями серьёзными и
говорят, — мы хотим на "Солдат и Маргаритку"! И там, — говорят, — у вас
голая женщина". <Оживление в зале>
Ну, в этой аудитории, я надеюсь, совсем... не только интерес... к голым
женщинам... в спектакле "Мастер и Маргарита", а к тому, как это сделано в
этом театре любимое всеми, я думаю, произведение. Тем более, что голой
женщины там нету — она, во-первых, полуголая — и, во-вторых, она сидит
спиной. Спина красивая. Вот... <Оживление в
зале, смеётся> Вот, но, кроме того, постановка, на мой взгляд,
очень интересная, тем более что сделано... оформление из прежних наших
спектаклей, — это такая театральная фантасмагория, которую возможно было
сделать только у нас в театре, потому что она сделана на базе многих-многих
других наших спектаклей.
Значит, почему вот так вот люди
тянутся, рвутся... Конечно, не из-за того, что там спину посмотреть Нины
Шацкой, явно. А тянутся и хотят в этот театр люди... и так... стоят в
очередях и рвутся, п... потому что в этом театре... есть... создана такая
атмосфера между... зрительным зал... Вообще существует атмосфера, в этом
здании, в этом помещении, во время этих зрелищ, атмосфера доверия, в... Это
атмосфера, когда люди, пришедшие в зал, чувствуют себя не токо, так,
соглядатаями или созерцателями — они чувствуют себя необходимыми участниками
этого действа, которое происходит всегда на Таганке. Потому что без них мы
не могли бы играть. Если вы придёте в другой театр, то можно... вот это —
пресловутая четвёртая стена... и... и могли бы артисты совершенно спокойно
играть и без публики — так, наслаждаясь общением и элементами системы
Станиславского. У нас — нет: у нас не токо оттого, что выходят из разных
выходов — слева, справа, сзади, играют наверху, в... иногда висят, иногда
ходят на голове, не только поэтому, не только, что это, дескать, вот так вот
— странно, необычно и ни на что не похоже, — это само собой, — а оттого,
что, действительно, зрители чувствуют, что они необходимы в этом... здании,
сегодня, вот в это время, на этом спектакле; что с ними разговаривают на
равных, никто не держит фигу в кармане; что театр имеет свою чёткую, внятную
позицию, с которой его не могут сбить вот эти вот самые... странные
публикации и, с позволения сказать, статьи критические. Вот. И э... этот
ра... этот разговор продолжается четырнадцать лет и, мне кажется, по нарастающей, а не по убывающей. Это
всегда... это же привлекает, когда с людьми разговаривают откровенно —
верно? — и на равных. Хочется серьёзного разговора со сцены, потому что,
если на то пошло, так много информации отовсюду получает теперешний зритель,
все... Он очень искушён и те... и развращён телевидением, кино, радио,
газетами, сплетнями, телефонами и так далее, поэтому хочется, чтобы с ним со
сцены разговаривали каким-то, я н... н... н... на другом тоне, на тоне
доверительном. Вот эта вот атмосфера доверия, которая существует в этом
театре, она, безусловно, привлекает людей и кто попал один раз,
обязательно захочет придти в другой раз. Он видит, что иногда артисты
бросают играть свои роли и, не стесняясь, выходят прямо к зрителям,
разговаривают с ними впрямую — не от себя, а от имени театра, излагая
позицию театра, которая совпадает с позицией автора, разговаривают впрямую
либо монологом, либо какой-нибудь песней, либо зонгом прямо со зрительным
залом. Вот. И, конечно, вы себя чувствуете не неловко, а... хорошо... у нас.
И, хотя, вам приходится чаще работать, больше, чем в других театрах, больше,
может быть, напрягаться, всё время ожидать каких-то неожиданностей и
режиссёрских эффектов, но самое главное то, что есть — искусство. Если оно
существует... не на сцене, а вот в этом здании, вместе с вами — это всё
искупает всё остальное — всё напряжение, неожиданности, нюансы и так далее —
разные, неприятные. Неприятные — какие? Ну, например, у нас стреляют в
"Десяти днях..." — правда, вверх, холостыми патронами, но всё-таки это
громко, пахнет порохом — некоторые слабонервные не выдерживают — их выносят,
они там отдохнут где-то, <оживление в зале>
но всё равно возвращаются, потому что билеты достать трудно, и досматривают.
<Смех в зале> Вот...
Значит, э... вот это вот первое: о позиции, о театральной пози... Потом всё
сделано всегда в форме очень яркого зрелища — никогда не будет скучно, Тем
более, что вы н... на сцене не увидите привычных декораций, как от... обычно
делается: малюется задник, там сзади рисуется — в перспективе, иногда
хорошими художниками: то лес, то э... там, звёздное небо, то солнце, то ещё
чего-нибудь; и, значит, фанерный лес стоит, или какой-нибудь павильон и
всегда это всё э... очень чётко: выдержан стиль мебели там, здесь выход,
здесь вход, там балкон. Вы почти никогда этого не увидите у нас в театре.
Во-первых, спектакли начинаются иногда даже на площади, я уж не говорю —
почти всегда — в фойе. И... когда вы приходите в зрительный зал, вы уже...
готовитесь к тому, что будет происходить, вот к этому... зрелищу необычному,
которое вам покажут, и охотно принимаете правила игры, потому что есть два
магических слова, которые не произносятся вслух, "представьте себе" и
зритель очень охотно представляет себе, что сегодня на его глазах совершенно
никто его не будет обманывать, и не будет э... на сцене венецианских
площадей или куполов соборов в Генуе, где происходит действие в спектакле
"Галилей", а есть просто ворота, которые иногда распахиваются на зрителя и
выходит вся труппа и снова, вот, звучат вот эти куплеты, зонги в переводе
Слуцкого, которые излагают вам позицию театра — перед самым началом
спектакля. И что я, играющий роль Галилея, которому семьдесят лет, не рисую себе
глубоких морщин, не клею бороду, усы или седой парик, чтобы походить на
этого самого Галилея, и уж вовсе — где речь идёт не о событиях давно
минувших дней, а э... только во времени они происходили там, а по идее они могу... могли бы происходить в любое время, в наше тем более... Кстати
говоря, эта пьеса написана в этом веке, и, безусловно, э... автор надеялся,
что будет вызывать она определённые ассоциации, что она будет современной.
Почти все пьесы, которые поставлены у нас, должны быть поставлены именно
сейчас, в наше время, для людей, которые живут теперь, и, конечно, людьми,
которые живут теперь. И мы очень всегда надеемся, что нас беспокоят со
зрителем одни и те же проблемы и об одном и том же, мы все беспокоимся в этом
беспокойном мире.
Вот. Ещё... э... если говорить об
оформлении. Всегда содержится в каждом э... в оформлении нашего спектакля
какая-то... если так можно выразиться... это "поэтическое оформление",
потому что атрибуты поэзии присутствуют даже вот в этом оформлении: и
метафора, и символика, и образность... И вот если это "Пугачёв", вот
помост... из таких г... грубых досок, внизу плаха, два топора в плахе, и на
этом помосте гигантском, который опускается в зрительный зал, четырнадцать э... есенинских персонажей, мы играем по пояс голые, с
топорами в руках и цепью, и весь этот клубок тел движется к плахе, с каждой
следующей секундой всё ближе-ближе-ближе к плахе, и в этом есть уже
метафора: в... что восстание захлебнётся в крови, что бунт обречён на
провал, и он будет жестоко подавлен, зато... утоплен в крови... И вот этот
клубок тел всё б... к плахе, а в этой плахе два топора... воткнуты. И
э... время от времени только иногда одна фигура вывалится из этой толпы и
подкатывается к плахе и голова её э... э... его, этого персонажа,
оказывается около двух топоров... Вм... вместо того, чтобы делать за
кулисами выстрел или, там, играть, что вот он схватился за сердце, тут у
него краска потекла, вместо этого просто врубается топор в помост и вот
такое условное решение — даже смерти — работает намного сильнее в этом, в
общем-то условном театре. Театр — вообще искусство условное, театр — игра.
Все играли в детстве в разные игры и... и вообще и... у каждого остался
маленький уголок, открытый... для театра, для игры, и... и обязательно
какие-то струны зацепятся в душе, безусловно. Если есть искусство... Потому
что... Вот раньше, много веков назад, приходила какая-то бродячая труппа и
к... человек кричал: "Приходите посмотреть пьесу бессмертного, там,
Еврипида" или Шекспира. Приходили люди, становились в кружок и перед ними
играли. И не было ни занавеса, ни фонарей, никаких э... опять, гримов и
костюмов маленькие детали, иногда маски, а искусство было. Искусство
было прям здесь, на камнях площади, на фоне грязной стены... И только в
конце т... было так: шапка по кругу кто сколько даст. Ведь тогда так
оплата была, никаких билетиков, никто... не "обилечивал" вас, а так, — кто
сколько захочет. Значит, это — нравилось, люди хотели это смотреть, потому
что они существовали, эти труппы, и выжили, и живут до сих пор... Правда,
теперь они все... в зданиях, в определённых театральных и так далее.
Значит... Вот
это было. Это было давно. И мы во... оттуда, м... потому что Брехт... Брехт,
с которого мы начинали, он исповедовал принципы уличных...
<—>
...не
собираемся распадаться и... расползаться. Это второе. И наконец,
последнее, пожалуй, самое главное. Что в нашем театре артисты чувствуют
себя не только исполнителями, а ещё и авторами. Многие из нас пишут. Пишут
кто что... кто... к... кто... обладает какими способностями, значит... Вот,
Золотухин, он когда-то в детстве... Он деревенский житель, он лет до
семнадцати почти не ходил, играл на гармошке, и, видно, как-то случилось
так, что он собрал много песен русских забытых, он их сейчас вытащил из
небытия и исполняет некоторые из них на сцене нашего театра в наших
спектаклях. Я пишу много песен, музыки для наших спектаклей. И в... вот
теперь... и Веня Смехов какие-то инсценировки... И всегда... Я вообще
предпочитаю, я ценю больше в человеке творца, чем исполнителя. Так... Я
считаю, что это ценнее. И если ты имеешь возможность, то, что э... ты
сотворил (в хорошем смысле слова, конечно), ещё воплотить это на сцене, то,
естественно, это дело становится тебе дороже, как и человек, в которого
больше вложено. Чем больше отдано... Так вот человек отличается от животных
тем, что он... он любит ещё и отдать. Хороший человек. И... тогда ему
становится дороже и дело, и человек, в которого он вложил. И так как мы
вкладываем своё авторство, творчество, в наши спектакли, мы и играем
по-другому. На... Манера работы артистов в нашем театре резко отличается от
манеры работы в других. П... Вы п... сразу это увидите — это летит через
рампу... Даже на это не надо особенного внимания обращать, это ясно само по
себе. Люди перед вами работают, а не прикидываются: никто не позволяет себе
расслабиться, халтурить, только заниматься тем, чтоб развлекать... Нет, вы
увидите святой актёрский пот, вы увидите, что иногда доходят люди до
последней, крайней степени нервного и физического напряжения, когда того
требует сцена, и что перед вами играют честно и... никто вас не обманывает,
никто ни... ни на голоса не разговаривает, а играют честно. И... это именно
из-за того, что многое мы делаем своё, много нашего, своего вложено в наши
спектакли. Ну м... и... это приятно...
Вы знаете, мы
сейчас сделали новый спектакль, который называется э... "В поисках жанра", я не знаю, это глупое название, кто-то придумал, а вообще, это называлось
"Срезки", срезки с наших спектаклей, которые отошли, либо не выпущены, а в
них было очень много, так... не вставных номеров, а того, что мы придумали,
наших... творческих хобби, помимо актёрских. Вот... они существовали в наших
спектаклях. Мы их отжали, отобрали и сделали целый спектакль. В нём
участвует Филатов, Межевич, я, Валерий Золотухин, некоторые э... ребята,
которые занимаются пантомимой, это позволило нам сделать целый даже большой
спектакль, и вот "В поисках жанра".
Теперь, а... я всегда приглашаю:
приходите посмотреть, всё, что я вам рассказываю, это чистая правда, но...
конечно... это так... в общем... это... праздные разговоры, <смеётся>
что, мол, дескать, "приходите"... Билеты достать трудно, правда. Зал
маленький, на 650 мест. Вот... Ну, нам строют новый большой — на 750. <Смех
в зале> Скоро мы туда въедем. Строют недавно, года четыре, так
что к десятилетнему юбилею Олимпиады мы туды въедем, и у нас, надеюсь, будет
три зала: один новый, который вот щас... теперь, в котором мы работаем,
который всё время грозятся сломать. Идёт длинная тяжба со строителями и
представителями реконструкции э... города Москвы. И хотя мы говорим, что "в
этом здании выступали деятели" и так далее, они говорят: "Нет, мы его должны
сломать, тут трасса пройдёт..." А вот э... "Каму", которую мы хотим
сломать, ломать не дают, говорят: "Там Есенин с Маяковским... встречались и
выпивали", значит. <Оживление в зале>
Ну а э... Любимов г... один раз говорит: "А у меня, говорит, Вознесенский с Высоцким тоже выпивали и встречались в театре, <смех
в зале> а вы, однако, хотите ломать". Так что, в общем... Ну,
пока там... Вот. Э... Я н... надеюсь, что мы отвоюем оба помещения, тогда
будет легче попасть в этот театр, но вообще всё равно я всегда стараюсь
помочь людям, которые приезжают. Тем более, что мы дружим с Дубной, и многие
э... учёные, б... большие учёные, отсюда, помогали нам, даже при начале
театра, и помогают до сих пор, и поддерживают нас. И некоторые из них, даже
члены худсовета, так что контакт очень тесный, и я думаю, что мы будем вас
пускать, даже если у нас будет одно... один зал и прежний сломают.
Вот. И самое
последнее. И я перейду уже к делу... Я сегодня буду только песни... Я
сегодня не буду вам читать, ни показывать фрагментов, я хочу сегодня только
вам показывать песни, чтоб как можно больше их вам спеть. И... и я так
долго и нудно говорю о театре только по одной причине: что без этого, без
этого театра, вероятно, я не писал бы то, что пишу теперь. Потому что
начинал я когда-то... Песни были такие... это дань времени, это были
стилизации: и блатные песни, дворовые, уличные песни, которые потом вот...
Это всё обросло, как снежный ком, и приняло другие формы. Я п... пишу и в
прежней манере, стараюсь, вот в этой э... отобрано-упрощённой манере,
писать продолжать, но всё-таки темы, конечно, переменились. Это именно из-за
того, что я работаю в этом театре, у которого такой м... круг знакомых,
бывающих всё время у нас: и... поэтов, и писателей, и учёных, и...
представители разных-разных профессий, высокого уровня. И, вероятно, как-то
с... бессознательно мы, артисты, которые всегда где-то там... над ними ещё
режиссёр, там... автор, потом начальство, потом господь Бог... А у нас
как-то немножечко это всё поднято. Вот, и мы чувствуем себя лучше, чем в
других местах... Вот. И... есть
несколько спектаклей, в которых есть мои песни. У нас есть... много
поэтических спектаклей в театре, на чистой поэзии сделанных: о Пушкине, о
Маяковском, и... и... спектакль на поэзии Вознесенского... Вот мы играли
Евтушенко "Под кожей статуи Свободы". Потом был спектакль по Есенину, и спектакль "Павшие и живые", это была первая моя работа, как автора в
спектакле. Я написал несколько военных песен туда... Одну из них вам щас
покажу. Называется она "Тот, который не стрелял". |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Вот я хотел
несколько слов о том, что... авторская песня, которой я занимаюсь, это есть
совсем другой жанр, чем песня, к которой вы привыкли, которая повсеместно...
и... повседневно... значит... по телевидению пропагандируют, и... со сцены и
так далее, так далее. Потому что эстрадная песня это зрелище прежде всего,
это всегда... где угодно, даже в зале, это всегда смена номеров, это
всегда свет меняющийся, там, обязательно свет в зале гасится, такая вот
рампа эта пресловутая, эта граница между зрительным залом и сценой... Короче
говоря, в ней присутствует много зрелища, которое, если снять, то вдруг
обнаружится много "провалов", потому что, например, э... в этой песне больше
внимания они уделяют исполнению и сопровождению. Музыканты хорошие, так
что... чего ж? Делают хорошие оркестровки... А иногда то, что они поют,
бывает... Ну... оставляет желать лучшего... мягко говоря. Иногда такое,
что не несёт просто никакой информации, иногда нечто глубокомысленное,
вроде, что " провожают пароходы совсем не так, как поезда", например. Ну
вот... Ну и... Или, там, п... песня, которая навязла в ушах, я не могу
сказать "полюбилась", потому что редко полюбляются песни, которые
исполняются вот так много и часто... э... н... даже по телевидению... там,
"Алло, мы ищем таланты", всё ищут, и находят их, много, и все таланты
выходят и каждый шпарит... под кого-нибудь, кого он себе выбрал. Вот это
тоже м... такая отрицательная сторона у них, потому что... всегда интересно
глядеть на сцене личность, индивидуальность, если человек имеет своё мнение
о чём-то, верно? Даже в жизни общаться приятнее с человеком, который сам
чё-то из себя представляет и может о чём-то самостоятельно судить, уж не
говоря про сцену, с которой такому большому количеству людей рассказывается,
там... Если он повторяет то, что, там, положено, или чему научили, это
глупо. Тем более, что вот, например, искусство пародии есть. А... И
некоторые это делают достойно. Я, например, знаю только двух людей, сейчас
живущих, которые делают это очень хорошо, потому что они делают пародии на
литературный стиль, и делают это удивительно, и их пародии имеют
самостоятельную ценность. Это Иванов и наш Лёня Филатов, который просто
изумительные делает пародии. Если вы его услышите и увидите, это просто
замечательно. Ну, а... Вообще-то это низкий жанр, пародия. Вот, например,
э... Я не хочу огульно охаивать некоторых, — есть талантливые люди, которые
в нём работают, но это всегда оттого, что сам не может чё-нибудь сделать
человек, он начинает кого-нибудь пародировать или показывать, прикидываться.
Люди хихикают, он думает, что, ах, как здорово. Но это совсем не
обязательно... Ну, например... Я, там, к Хазанову с уважением отношусь, там,
когда он, там, всякие делает свои, что "...мы, там" и так далее. Вот. Но
это всё... Всё эти маски... Райкин это делал значительно лучше, мне
кажется, он не превзойдён в этом смысле, и так и останется, потому что за
этим всегда было дно, всегда есть второй план, от которого хочется
печалиться, а не только хихикать и надсмехаться на этим делом... над этим
делом... И всегда, когда есть вот этот второй план — серьёзный, от которого
иногда вот так горло прихватывает, тогда это работает, тогда хохочешь, а
чувствуешь, что… "А
что я, собственно, почему, над чем?" Просто
несоответствие формы и содержания. Мне просто недавно тут показали па...
пародию, которую он исполняет, Хазанов. Значит, во-первых, он... она сдела... Хайт написал, они все считают себя люд... людьми левыми.
Вот. И,
значит, такую мерзость просто я... редко когда читал. Знаете, есть такие
запрещённые приемы... Ну и, в общем... Я в этом смысле... очень не люблю
э... эстраду, в этом смысле. Когда за этим ничего не стоит, а только
зубоскальство, и ради красного словца... С удовольствием, кстати,
пропускаются редактурой эти мерзости рифмованные. Понимаете? Вот что
удивительно. Но это неважно. Значит, я са…
сейчас совсем не хотел об этом говорить, я хотел вам сказать о том, что
вот авторская песня, которой мы занимаемся, у неё есть, конечно, масса
недостатков: бедность сопровождения, э... и... в общем, почти всегда это
т... такой упрощённый ритм и так далее. Но одно я вам могу сказать наверняка
и убеждён, что вы со мной согласитесь: эта песня более подвижна, она
допускает импровизацию. Так как это есть манера разговаривать с людьми, то
каждый раз приходят другие люди в зрительный зал, и я, например... иногда
мне кажется, я "попал в десятку" на выступлении, ну так точно спел,
что
в... выше не прыгнешь, и я всегда думаю: я в следующий раз повторю — будет
точно так, и никогда не получается, не по... Я не могу, по... потому что
другие люди... это невозможно. Устанавливается какая-то атмосфера здесь
вот, в п... в помещении — и ты не мо... ты чувствуешь: тебя несёт совсем
по-другому, другое... Вот ты воспринимаешь это какими-то локаторами, эту
обстановку, и ты поёшь, может быть, хуже, лучше, неизвестно, но
по-другому обязательно. То есть, эта песня допускает импровизацию, она более
подвижна, э... можно поменять слова, она более живая и живучая. Из-за
этого люди хотят привезти её домой, услышать, что за этим стоит, что там ещё
человек имел в виду, и я даже написал одну песню, хотел ответить на все
письма, и там был такой припев: |