- Back - Код: 01_0518
Владимир Высоцкий
27 мая 1979 года.
         Подмосковье, Фабричный клуб.

Длительность записи: 52 мин.

               Я сразу начну с песни, а потом немножко поговорим.
real wav txt htm 1. На братских могилах не ставят крестов...
            <Аплодисменты>
  
Я нарочно начал с песни, чтоб у вас исчезли последние сомнения в том, что перед вами тот самый человек, кого вы ждали. Вот. Потому что бывает так, что мне иногда показывают записи, и, говорят, что вот, мол, это твои записи... я смотрю эт не мои, это чужие. Щас так много научилось людей подделываться, что даже мне трудно отличить. Они считают, что нужно подышать воздухом холодным, выпить пива холодного, сорвать голос, там: "а-а-а" и уже будет "под Высоцкого". Но это не совсем так, потому что... я, например, со своим голосом ничего не делал. Он у меня всегда был такой от папы с мамой. Даже когда я был вот таким малолеткой, читал стихи каким-то взрослым людям, они говорили: "Надо ж! Какой маленький, а как пьёт!" <Смех в зале> То есть, голос всегда был такого низкого тембра, ну, э... конечно, я его подпортил и, там, и куревом, и криком и так далее. Но всё-таки, в общем... я, если честно говорить, я вообще-то против подражания, просто вот так вот, давайте, мол, ах, дескать, будем подражать го... Есть такое искусство пародии, это другое дело, а вот когда человек начинает подражать, да ещё голосовой манере или просто манере писать. Это, по-моему, занятие праздное, это глупо. Вообще интересно иметь дело всегда с людьми, которые имеют своё мнение и суждение о том предмете,  о котором они пишут и рассказывают. Я уж не говорю... в жизни и... тем более, интересней общаться с человеком, который сам из себя что-то представляет и, вообще личностью человека делает только своё... его собственное отношение к жизни и к людям. Ну вот, поэтому я в своей жизни никогда никому не подражал. Хотя хочу вам сказать, что отправной точкой, из-за чего вообще я начал писать свои песни и стихи, был день а... когда я однажды услышал, как Окуджава поёт это было давно. Это были его песни э... такие военные, самые первые вещи. Я вдруг понял — как можно ещё сильнее воздействовать на публику, если свои стихи исполнять под гитару, вот этот бесхитростный инструмент, под ритм определённый, чтобы усиливать воздействие от стихов. Поэтому вообще авторская песня, в моём исполнении, её нельзя называть песней. Это, в общем, стихи, которые исполняются под гитару, под бесхитростную мелодию, которую я же сам и пишу.
   Теперь вот о чём, значит. Я работаю, теперь последнее время, довольно часто, от общества знаний, от общества книголюбов. Значит, общество знаний — они дают знания, а книголюбы — дарят книги. Сегодня я работаю от общества знаний и, в общем, сегодня, в принципе, должна была бы быть лекция. Значит, ле... но я не привёз с собою никакие диаграммы там, диапозитивы, там, рост надоев, п-падёж скота и так далее. Вместо этого я просто свой рассказ... короткие свои рассказы пере... э... я буду иллюстрировать песнями. Я просто... думаю, что вам интереснее всего услышать как можно больше песен и тех, которые вы уже знаете и любите, может быть, а ещё и те — новые, которых ещё никто из вас не знает. Потому что я продолжаю писать, думаю, буду этим заниматься пока есть силы водить рукою по бумаге и есть возможности задумываться, и поводы думать о чём-то и... самое главное моё желание рассказать об этом людям. И опять точно так... как вот я вам говорил вначале, как я это всё понимаю о чём пою.
   Теперь вот песня ещё одна, которую хочу вам показать, песня на военную тему. Меня часто спрашивают, почему я пишу о войне.
<Усмехается> Ну это... Вы знаете, это в-в... в общем, я считаю, что это даже не вопрос — потому что ответ на него очень простой: невозможно об этом не писать, это... это всегда будет волновать людей всех, даже, которые не прошли через это. Я не прошёл через войну,  никак по возрасту не мог. Но всё-таки я для своих песен стараюсь выбирать людей, которые находятся всегда в самой крайней ситуации: в момент риска, в момент, когда они могут заглянуть в лицо смерти, в-в минуту отчаяния, доведённых до предела. В общем, людей, у которых что-то сломалось, или они стоят на границе неизведанного и... в общем, я их часто, этих людей, нахожу в тех временах. Но всё равно это песни написаны и теперь для людей, которые живут сейчас, молодых людей, или для тех даже, которые прошли войну, но всё-таки это песни не ретроспекции, а песни — ассоциации, это песни современные, написанные теперь. Песня называется "Тот, который не стрелял".
real wav txt htm 2. Я вам мозги не пудрю...
            <Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Но это не значит, что я сегодня буду вас потчевать только такими песнями, у меня есть несколько песен серьёзных, написанных в шуточной манере. И щас пришла пора нам с вами улыбнуться всем, тем более жарко, вот, а улыбка облегчает нам состояние жизни, значит я хочу вам спеть песню, которая называется "Песенка о переселении душ". Это о том, что мы с вами не умираем, так считают индусы, а после смерти душа наша переселяется куда сможет, куда ордер получит. Значит: в животных, в предметы, в растения, там, кому сильно не повезёт — в каких-нибудь насекомых, каракатиц всяких, а кому повезёт — иногда в людей, в хороших иногда. Короче говоря, всё зависит от того, как ты себя в этой жизни вёл.   
real wav txt htm 3. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
            <Аплодисменты>
  
Вот совсем новая песня. Теперь, так, я взял географический уклон — поехали с вами южнее, на острова, скажем, Новой Гвинеи. Песня называется "Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука". Кук был знаменитый мореплаватель, он много плавал, там, где-то в районе Австралии, открыл Новую Зеландию, и они к нему прилично даже относились очень хорошо, любили его и всё-таки съели. Ну, в общем, это бывает так, любят — а съедят. А, вообще, я когда был... был в Полинезии, я спрашивал у смотрителя музея, почему так долго процветал каннибализм у них. А он говорит: "Ну, в общем-то, причины очень простые: вот, например, как мяса нету там — так воюют". А э... в общем, для того чтоб питаться. А вообще, ещё, говорит, потому что были такие традиции аборигенские. Вот, например, если съешь печень у какого-нибудь человека, то бу... у врага у своего, то, значит, будешь смелым, если съешь сердце, там, чьё-то, вот, будешь добрым. Так что для того, чтобы самому стать лучше, надо съесть пару хороших людей, <смех в зале> что мы, собственно говоря, и делаем.
   Щас...
real wav txt htm 4. Не хватайтесь за чужие талии...
            <Аплодисменты>
<В стороне>:
ГОЛОС: Потом.
  
<Неразборчиво>.
  
Спасибо.
  
Теперь... теперь надо съездить в Европу. Я почти из каждого города или просто из любого места, где бываю на работе или мо... в поездках, привожу такие, ну, как сказать, зарисовки, которые даже не тянут на песни, потому что в них нет дна второго, ни... в них нет никаких что ли э... там, течений других, там, э... за словами, а есть просто то, на что упал взгляд в данный момент. Была у меня такая зарисовка и о Ленинграде, и о Сибири, а вот то, что я вам щас спою, называется "Зарисовка о Париже, или Письмо к другу".
real wav txt htm 5. Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу...
            <Аплодисменты>
  
Спасибо.
  
Вы знаете, я часто в письмах получаю такие вопросы, которые почти всегда совпадают. В основном, это вопросы вот о чём: "Что в-вы имели в виду под той или иной песней?" Иногда пишут, мол, дескать, я понял из неё вот что. Ну я никогда не отказываюсь, потому что, вероятно, если даже человек не попадает точно в точку, то где-то рядом, видимо, на эту тему или... в общем, каждый в меру своей образованности, понимаете, поэтому, что ему ближе — он то и понимает, естественно. И почти всегда это рядом, где-то совпадает с моим намереньем... с моим намереньем как... как-то так вот воздействовать на людей. Но бывают противоположные случаи, абсолютно. Вот с этой песней — предыдущей — в Иркутске я спел, и один мужик стал хохотать, ну, просто уже все отх... отсмеялись, а он говорит, ну, говорит, как же это ты так всё вот знаешь? Я говорю: "Чего я знаю, я там был". Он говорит: "Ну, песня-то это не про Париж, а про Иркутск". Я говорю: "Почему?" Он говорит: "У нас, говорит, построили баню и в ней гвоздей полно, и холодно". Так что вот,  <смех в зале> ну вот, этого уж я никак не имел в виду, понимаете. Ну, ему показалось, что, значит, вот это про Иркутск, бог с ним.
 
Теперь ещё о Париже вот такая песня. <Начинает играть>
 
Это в ответ на многочисленные сплетни, которые, значит,  распространяются и обо мне, и вообще о всех людях известных, да и не токо известных.
real wav txt htm 6. Нет меня - я покинул Расею...
            <Аплодисменты>
  
Спасибо. Спасибо большое.
  
Вот песня без которой не обходится ни одно моё выступление, которая тоже является как бы ответом на половину из тех вопросов, которые мне задают в письмах люди, о том, что я люблю в этой жизни, чё нет. Песня так и называется "Я не люблю".
real wav txt htm 7. Я не люблю фатального исхода...
            <Аплодисменты>
  
Спасибо.
   Вот теперь несколько шуток, ну, вот, таких м-м... скажем, я не знаю, какая аудитория. У меня обычно бывает аудитория однородной, потому что я выступаю во всевозможных институтах и так далее. Вот. И тогда я знаю, кто сидит, и, обязательно, нахожу у себя в репертуаре в... и среди многочисленных песен
там у меня их несколько сотен — нахожу, значит, песню на тему. И тогда аудитория очень довольна, они, значит, считают, что это специально для них. Я не знаю, кто сегодня здесь...  
   ГОЛОС ИЗ ЗАЛА: Фабричные...
   Фабричные...
<оживление в зале> просто. Вот, значит, тогда вот мы и споём песню шуточную, антиалкогольную. <Оживление в зале> Э... Хотя, в общем, у нас такая борьба с "зелёным змием" идёт, ну, правда, возможно, здесь уже с борьбой покончено, то есть, с "зелёным змием", конечно. <Оживление в зале> Вот. Но всё-таки, я думаю, так, для старой памяти я спою песню шуточную, которая называется "Диалог у телевизера".
real wav txt htm 8. - Ой, Вань, гляди, какие клоуны!..
            <Аплодисменты>
   Вот ещё тоже... тоже одна песня называется... тоже жертва "зелёного змия". Это такая зарисовка о Сибири. Я был у старателей, вот, в прошлом году ездил по всяким приискам, был в старательских артелях, мне рассказывали массу различных историй. Одну из них я просто зарифмовал, для того чтобы удобнее было запомнить, и щас вам её спою. Песня эта называется "Про речку Вачу и попутчицу Валю". Она не очень смешная. <Начинает играть>

 
Речка Вача — это речка, на которой моют золото. Для справки ещё: "бичи" — это люди такие, которые раньше плавали, в основном, потом они как-то: либо отстали о-от корабля, либо они, там, загуляли. В общем, они на берегу кантуются, ждут своих друзей, выпивают много, бичуют.
real wav txt htm 9. Под собою ног не чую...
            <Аплодисменты>
  
Ну вот теперь такая шуточная, совсем антиалкогольная песня называется… спортивная песня… Дело в том, что написана эта песня по поводу некоторых комментарий, особенно к хоккейным матчам, которые ведут Озеров или Спарре. Они раньше всё время — щас-то они перестали, может, послушавши эту песню — всё время говорили: «Вот ещё одну шайбу забили наши чехословацкие друзья» таким бодрым голосом. Я всегда думал, почему друзья, если жа… забили шайбу. Они на поле соперники и противники, верно, а друзья они «до того» и «после того», но никак не «во время того». Ну и вот это вот, и вообще как-то вот такая вот казённые формулировки, которые они привыкли произносить изо дня в день, иногда просто как-то, ну, неприятно слушать, когда, вот, из Америки, например: «Канадские профессионалы, канадские профессионалы... Да! Профессионалы из Канады… Ох, канадские профессионалы…». Я всё думаю, он должен сказать тогда «наши любители», понимаете. Что будет несправедливо, потому что профессионализм это не… н… не есть, значит, занятие, за которое получаешь деньги, а это есть умение хорошо делать свою работу. В этом смысле, как… как раз, хоккеисты наши были тоже профессионалами высокими. Ну, это… это, знаете, похоже на анекдот, как на «Узбекфильме» работал с цыганской группой режиссёр и всё говорил: «Товарищи… товарищи цыгане, будьте любезны, вот я вас прошу, вот здесь вот встаньте, мы будем вас снимать…». Товарищи цыгане говорит: «Сейчас, товарищ узбек». Вот, примерно… <Смех в зале>. Надо всё-таки иногда задумываться, просто о сочетаниях слов. Ведь русский язык богатый, зачем же уж так…
 
Ну вот. Значит, это я отвлёкся немножко. Песня называется «Марафон, или Бег на длинную дистанцию».
real wav txt htm 10. Я бегу, бегу, бегу, бегу...
            <Аплодисменты>
  
Вы знаете, меня часто, опять же, спрашивают, не воевал ли, не плавал ли, не сидел ли, не летал ли, не шоферил ли. Это из-за того, что почти все песни мои написаны от первого лица. Это л… либо вводит в заблуждение… А вообще, у нас есть такая манера, отождествлять, вот, человека э… с персонажем, которого он играет в кино, например. Или, например, с персонажем, от имени которого я пою свои песни. И кажется, что вот он всё этот человек прошёл. Это не так, потому что понадобилось бы много жизней для этого. Наоборот, я говорю «я» из-за того, что во всех этих вещах есть моё собственное суждение о них. И самое главное, что там большая доля фантазии, того, чего я придумал, то, что мне было нужно для вот этого самого сюжета, либо этой мысли, которую я хотел протащить. Из-за этого я имею, в общем, право говорить «я», это такая форма, вот, пусть это вас не обманывает. А то бывает так, что знаете… Вот я, например, у меня есть такая песня, я, там… «Иноходец». Я там… Она начинается так: «Я скачу, но я скачу иначе» — ведь никто же не задаст вопроса, был ли я лошадью или нет, правда? <Оживление в зале>. Так что, в общем, это…
 
Ну вот, и песня-монолог, которую я вам хочу обязательно показать, называется «Дорожная история».
real wav txt htm 11. Я вышел ростом и лицом...
            <Опущен 1 куплет>
<Аплодисменты>
   Теперь вот ещё э... дае песни о телевидении. Первая песня называется "Жертва телевидения", хотя, в общем, я думаю так, что мне её уже теперь тоже грешно петь, потому что я сам сейчас только что закончил съёмки в картине, пятисерийной, пять частей, пять полнометражных частей, которая называется... будет называться, вероятно, "Операция "Чёрная кошка" или "Конец "Чёрной кошки"". Это по книге Вайнеров "Эра милосердия". Я играю капитана Жеглова, первый раз, значит, я, вот, играю... с другой стороны. Раньше я всё играл преступников, теперь — наоборот. Вот а... <Смеётся> Ну, не только, конечно, вот в "Хозяине тайги" и так далее. Теперь, значит, я играю Жеглова.

 
Что вы говорите?
 
Так, значит... Вот песня, которую я вам хотел показать, называется "Жертва телевидения".
real wav txt htm 12. Есть телевизер - подайте трибуну...
            <Аплодисменты>
   Не надо.
 
 
Ну что же, я думаю, надо специально спеть песню для женщин, шуточную такую песенку. Она старая. Я иногда их достаю с нижней полки где они в пыли там очищу, смотрю, можно петь ещё. Вот. <Усмехается> <Начинает играть> Щас на подходе, на эту тему, другая песня, но я пока пою старенькую.   
real wav txt htm 13. Наверно, я погиб: глаза закрою - вижу...
            <Аплодисменты>
   Теперь я несколько слов вам хотел вот сказать о чём. Я занимаюсь авторской песней, она в отличие от эстрадной песни не требует никакого, в общем, зрелища, то есть, света определённого, смены номеров. Её можно петь где угодно: дома, я пел м... даже на подводных лодках, и в ангарах, и в поле, и в квартирах, где угодно
и в больших залах, и на стадионах. Эта песня, в общем-то, требует только желание зрителей слушать и м-м-моё намеренье что-то рассказать. И больше ничё не надо: гитара и глаза, понимаете. И, в общем, я считаю, что о-она... я ей занимаюсь давно этой песней, я её... в общем-то, уже лет пятнадцать-то точно и поэтому э... я хочу вам сказать, что я поборник этой песни, я считаю, что она более живучая и более живая, допускает импровизацию. Потому что в ней очень много можно менять в зависимости от аудитории. Вот я вам... в-вас заверяю, что сегодня я почти все песни спел — если вы послушаете на магнитофонах и сравните — совсем не так, как я это делал в другие разы. Потому что я никогда не могу повторяться, даже если очень хочу. Из-за того, что каждый раз приходят другие люди и когда другой собеседник... а авторская песня — есть просто манера разговаривать с людьми, то, конечно, ты сам, независимо от себя, меняешь очень много: и в ритмах, и в словах и так далее. И, конечно, состав... Я сегодня хотел, там, может быть, другое спеть, просто увидел вас и как там само собой случилось, что выстроился такой концерт. То есть, это дело очень живое и подвижное. Вот поэтому я... ну вот, э... мы много внимания уделяем словам, тексту, больше всего. Если на две чаши весов бросить, там, с одной... на одну всё: все мои занятия другие, которые, там: театр, кино, телевидение, радио, выступления — а на другую только работу над песнями, я думаю, эта перевесит. Потому что она живёт всё время с тобой: крутится, крутится, крутится в голове и, наконец, ты сядешь, запишешь её ночью, там, за столом. Я вообще ночной человек и пишу ночью. Вот. И э... когда я слушаю часто песни, которые на эстраде — в них много сильных сторон: это всегда оркестр очень хороший, часто делают хорошие оркестровки, голоса поставлены, люди музыкально образованы — в них только много м... вот нет вот этой ноты доверия, доверия и раскованности, которая есть в песне авторской. Вот. Поэтому я считаю, что песня авторская может существовать и должна, и развиваться, потому что во всём мире это давно и больше всего ценится. У нас как-то считается, что это самодеятельная песня. Почему? Ну, все песни делаются кем-то, самим, значит, они все — самодеятельные. Вот. Ну и это всё неверно, неверно, нету самодеятельной песни. Есть хорошая и плохая, понимаете? Вот и всё.
  
Теперь я хочу вам спеть песню одну, которая м... которой я закончил цикл "Охоты". Песня, она написана, как бы, в защиту природы. Песня называется "Охота с вертолётов, или Конец охоты на волков".   
real wav txt htm 14. Словно бритва рассвет полоснул по глазам...
            <Аплодисменты>
   Спасибо.

   ГОЛОС: Благодарим.
   Благодарю вас. Вы знаете... не нужно, щас жарко, и вообще, движение воздуха. Вот я вам, что хочу сказать, я э... я никогда не могу перепеть всё что хочу, потому что, правда, у меня слишком много песен. Но я вам одно могу сказать, я с удовольствием буду приезжать дальше и буду вам снова показывать и новые вещи и те, которые вы уже любите. Я знаю, что у каждого из вас есть какая-то своя любимая вещь, если её... если люди знают. Вот. И я постарался в-в сегодняшнем выступлении, чтобы каждому, независимо от зарплаты, досталось по куску, то есть, если не точно ту песню — то рядом из этой серии. Вот. Я закончил, я вас благодарю, что вы высидели в такой атмосфере так много времени.
   ГОЛОСА: <Неразборчиво>
   Вот. И всего вам доброго, желаю вам...
   ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: <Неразборчиво> просили.
   Желаю вам всего хорошего.
<Аплодисменты>
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 07_0046
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  07 апреля 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY