|
|
|
|
|
|
Подождите,
рано ещё, ещё ничего не сделано, подождите.
Значит, э... добрый вечер. Во-первых, мы очень рады выступать в таком
прекрасном зале. Честно говоря, я даже не ожидал, что так близко к нашему
театру по Рязанскому № и есть такое замечательное помещение, в котором
работать… ну, как в помещении можно работать везде хорошо. Вот. Но что здесь
так много заинтересованных лиц! Мы очень рады, что вас много, и что вы ждёте
этого сегодняшнего зрелища, и даже не знаю как назвать сегодняшнее м...
представление, которое будет здесь перед вами. Его нельзя назвать
спектаклем, потому что это не спектакль, в нём не было распределения ролей,
для него не написано специально текста. Это не пьеса и это не концерт,
потому что это могло случиться только в нашем театре
— в
Театре на Таганке могло быть поставлено такое зрелище, только в этом театре
—
Театре на
Таганке. Почему, я вам сейчас объясню.
Значит, с момента основания этого театра, который организовался
четыре… четырнадцать лет тому назад на Таганской площади, которая раньше
была знаменита только тем, что на ней была тюрьма. И потом, когда тюрьму
сломали
—
вроде и ходить туда не зачем. Но я вам должен сказать, что там
существовал ещё и театр. Правда, в тот театр ходили меньше, чем в тюрьму и
поэтому, когда тюрьму сломали - театр реорганизовали. И вот, четырнадцать лет тому назад в этот
театр пришла группа молодых артистов во главе с главным режиссёром Юрием
Любимовым, и с этого момента начал своё существование Театр на Таганке.
Театр, в который очень трудно попасть, это знаете, если кто-то пытался.
Театр, около которого толпа и утром, и днём, и вечером, и иногда и ночью.
Люди стоят даже в морозы, отмечаются на билеты для того, чтобы уби...
увидеть спектакли этого театра. Почему так случилось? Ну, наверное, не оттого,
что у нас маленькое помещение. У нас, правда, действительно, шестьсот
пятьдесят мест,
правда, нам строят новый театр большой
—
на
семьсот пятьдесят, так что через... Строят его
быстрыми темпами, вот всего четыре года, так что к десятилетнему юбилею Олимпиады
мы туда въедем обязательно. Тогда я вас всех приглашаю. Нет, ходят и достать
трудно билеты. Трудно не из-за того, что там мало места, просто потому, что
этот театр необычен. И, во-первых, потому что он имеет чёткую и внятную
позицию, которая излагается открыто, откровенно. У нас идёт откровенный
разговор со зрителем, с людьми, которые приходят каждый вечер к нам.
Есть атмосфера доверия в этом театре. То есть, каждый спектакль этого
театра не может происходить без зрителя, хотя в других местах можно пьесу
сыграть, даже если нет людей в зале. Вот нам зрители необходимы, потому что
мы играем для них и все проблемы, которые в этом театре трогаются в этих
спектаклях
— это проблемы современные, которые точно так же беспокоят людей,
сидящих в зале, как и тех, которые играют на сцене. То есть, без вас ни одно
наше зрелище не могло бы происходить. И у нас есть такой приём, когда ты
бросаешь играть роль и выходишь прямо к зрителям, обращаясь к ним либо
песней, либо каким-нибудь монологом от имени театра.
И вот это вот самые куски, э… которые написаны или Брехтом, как зонги
брехтовские, либо автором, которого мы играем, либо даже самими нашими
артистами, потому что многие из нас люди пишущие. Вот эти обращения в
зрительный зал —
это то новое, что сейчас взяли на вооружение и многие
другие театры. Но мы это используем во многих наших театрах. Теперь этот,
все зрелища сделаны в очень яркой форме. Никогда вам не будет скучно и
обязательно какие-нибудь струны в душах у вас зацепятся и зазвенят в ответ
тому, что происходит на сцене.
Ну и, наконец, то о чём я пы... так немножко намекнул вам в начале,
что
артисты —
это всегда исполнители, релей. Обычно они всегда говорят чужой
текст и выполняют чужие мизансцены. Вот у нас в театре эта традиция сломана.
Многие артисты нашего театра... оказалось, что они не только артисты и не только
исполнители —
они люди, которые наделены ещё другими способностями. Обычно
это всегда остаётся за стенами театра: и увлечение гитарой, и писание
стихов, и писание пародий, и прозы, и писание музыки и так далее. А у нас в
театре благодаря тому, что главный режиссёр заинтересован в том, чтобы
воспитывать ещё личности у себя в театре, мы всё это
—
что мы пишем, помимо
театра, —
наши творческие хобби, имеем возможность воплотить на сцене нашего
театра. И вот получилось так, что Валерий Золотухин, которого вы сегодня
увидите, и знаете его как артиста кино и театра, человек, который сыграл
много ролей, оказался писателем. Вышло сейчас две повести, вышла книжка его
рассказов и прозы его. Более того, он до семнадцати лет жил в деревне, на
Алтае, он почти не ходил в связи с травмой ноги и играл он на гармошке на
всевозможных вечеринках и, видно, старые люди приносили песни. И вот теперь
песни эти, которые забыты давно и никогда не поются, он их вытащил из
небытия и имеет возможность их петь на сцене нашего театра, и думаю, что он
сегодня вам покажет несколько из этих песен, которые звучат и в спектакле о
Пушкине, например, песня "Пожары". Замечательная русская песня, которую он
поёт в старинной русской манере, даже без сопровождения инструментов и
многие другие песни. Такой актёр, как Лёня Филатов, который написал
несколько таких номеров к десятилетнему юбилею нашего театра на "Капустник",
такой внутренний вечер. И оказалось, что эти пародии имеют самостоятельную
ценность - это пародии, которые могут быть исполнены отдельно, даже не на
вечере нашего театра, а что они, оказывается, интересны зрителям в любом
месте и в любое время. Вообще искусство пародии —
искусство трудное. Был один
только человек, который делал это замечательно, и у него вышел сборник, это
был Архангельский. Сейчас из ныне живущих, только два человека обладают этим
удивительным даром пародии, на мой взгляд, это Иванов Саша и вот Лёня
Филатов. Иванов делает пародии на характер, что ли автора или поэта,
которого он пародирует, а Лёня делает пародии на литературный стиль. И
больше того, его пародии… его пародии
—
это самостоятельные стихи, которые
уже можно слушать отдельно от того, на кого он пародирует. И самое
удивительное, что эти стихи теперь напечатаны во многих журналах и к ним
необычайный интерес, который растёт, растёт и растёт. А бывает так, что
пародиями занимаются люди, которые сами ничего не могут сделать, вот они
давай писать пародии. И я недавно читал одну пародию, которую исполняет
Хазанов в своих выступлениях. Он человек талантливый и очень досадно, что он
несёт такую рифмованную мерзость, на мой взгляд, просто в которой не имеет
никакого… под собой никакой почвы, никакого содержания, такое словоблудство
и зубоскальство, и даже не смешное. И вот, когда делается на таком уровне
пародия, и тогда думаешь —
зачем? Всегда интересно видеть на сцене
индивидуальность и личность, и даже в жизни-то приятней общаться… приятней,
вот сами увидите. Тем более, он —
артист, и он показывает тех персонажей о
которых… которых он пародирует.
Сегодня будет участвовать вот в этом… в этом зрелище две пары, которые в
нашем театре несут нагрузку движенческую
—
они занимаются пантомимой. Один
из них —
Медведев, который вместе с Аидой Черновой четырнадцать лет тому назад начинал
в нашем театре. Потом, как говорится, пташки вылетели из гнезда, они сделали
самостоятельные номера пантомимы, с которыми они объездили весь мир, были во
всех странах, оттуда много привезли всего, я имею ввиду всяких грамот, там,
благодарностей и так далее. Вот. Ну и всё равно, они не бросают этот театр,
продолжают в нём играть, потому что то, что они делают
—
тоже могло
возникнуть только в этом Театре на Таганке.
И наконец, ещё одна молодая пара, недавно работающая у нас
— Власова и
Школьников, которые тоже теперь делают сами сделали номер пантомимы, на мой
взгляд, необычайного лиризма, очень красиво и дви... по движению, по
пластике прекрасно исполнено. Это всё наши творческие хобби, это то, что
либо не вошло… вошло в спектакли, либо сделано нам на базе спектаклей, либо
мы хотели даже этот спектакль назвать "Срезки", срезки с творчества, срезки
с тех спектаклей, которые уже отошли, либо которые ещё не вышли. Это то, что
мы делаем и для нашего театра и просто для сцены, но что родилось вот в этом
заведении, называемом Театром на Таганке.
Я тоже сегодня буду вам показывать песни, стихи, которыми я занимаюсь
давно, и которые я исполняю и в театре и э… вот так вот на зрителях, своим
друзьям и на выступлениях. Так что, сегодня такая разнообразная программа
творческих хобби наших.
Теперь здесь, чтобы было оформление, вот этот вот планшет, который лежит
внизу
—
это планшет нашей сцены, вот эти вот кубики, квадратики вернее,
—
это деревянные панели нашей сцены, чтобы нам удобнее было работать, потому
что свои стены помогают, и вот мы привезли, э... макет нашего, нашей сцены,
нашего театра. Вот он стоит маленький макет. Так что, вы сегодня
присутствуете как будто в Театре на Таганке, как говорится, "Не отходя от
кассы", всё вам тут же.
Песня, которая называется "Бег иноходца". |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
<—>
...просто такой приём, а у зрителей, ну, это неважно.
Значит, следующая песня, которую я вам хочу показать, называется 'Тот,
который не стрелял".
У нас в театре есть спектакль, который называется "Павшие и живые". В
этот спектакль я, впервые в жизни в своей, написал несколько песен, песен на
военную тему. С тех пор я продолжаю работать в этой области, и писал для
кино и для театра. Это спектакль необычайно чёткий и граничный, это
спектакль о поэтах и писателях, которые участвовали в войне, и многие из них
погибли —
это Коган, Багрицкий, Кульчицкий. Это ребята, которым было по
семнадцатому-восемнадцатому году, и они, в общем, ничего но успели сделать в этой жизни, кроме
того, чтобы написать несколько прекрасных стихов, повоевать и умереть. И вот
они выходят по трём дорогам к Вечному огню, который зажжён прямо на сцене
театра, читают свои стихи, а потом уходят назад в чёрный бархат, как в
братскую могилу, уходят умирать, а по ним снова звучат стихи и песни их
друзей, им посвященные. И вот, я написал несколько песен к этому спектаклю. И
меня часто спрашивают: почему так много о войне? Да, просто, видимо, как-то
досадно, что мы не участвовали и в своих стихах
—
мы не воевавшие, как бы
довоёвываем. Ну и, естественно, что это песни всё равно песни такие, ну,
ассоциативные, это не ретроспекция, я не могу знать точно, как это было.
Хотя мы много читали и все мы дети военных лот и у всех есть, э… погибшие и
раненые в семьях, но из-за этого и ещё из-за того, что для своих песен я
стараюсь выбирать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в
момент риска, людей, которые способны заглянуть в лицо смерти, доведённых до
отчаяния и до предела, у которых что-то сломалось. Короче говоря, тех,
которые нервничают, беспокоятся, а не тех, которые жуют и отдыхают в данный
момент. А тогда чаще приходилось людям заглядывать в лицо смерти.
Вот песня,
которая называется «Тот, который не стрелял". |