|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЕДУЩИЙ: ...песен Владимиру
Высоцкому, которому я уступаю место у микрофона. Встречайте! Владимир
Высоцкий!
<Аплодисменты> |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
1. |
|
От границы мы Землю вертели назад... (с ВИА
"Алые маки") |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Спасибо, дорогие мои зрители и
слушатели.
Я думаю, уместно, если возможно, я всегда об этом прошу, и всегда
забывает моя дирекция, дать немножечко свету в зал. Всё... Я потом скажу,
почему. Можете включить свет в зал, немножко дать свету? Вот, спасибо!
Дело в том, что я всегда это
делаю, потому что мне нужны лица видеть и глаза, потому что у меня же нет
сзади, там... Щас я буду работать перед вами довольно долго и с одной
гитарой, и с тем, что я вам хочу рассказать. Поэтому нужны глаза людей. Вот.
Это же не эстрадное выступление. Это просто нормальная встреча со зрителем.
Хотя я понимаю, что встречаться лучше за столом, за круглым, квадратным,
там, продолговатым, потому что после второй-третьей все друг друга любят, <оживление в
зале> расслабляются, как говорится, поют вместе, вместе
беседуют. Ну, я думаю, что у нас беседы, к сожалению, не получится. Получится
мой монолог, потому что вы пришли за песнями, я постараюсь вам как можно
больше сегодня показать. Но всё-таки атмосферу вот эту, если возможно,
хорошо бы её вот сохранить, такой встречи за столом, как между друзьями,
когда хорошо се... Вы откиньтесь на спинки кресла, отдыхайте, а я уж буду
вкалывать перед вами. <Смех в зале>
Вот. Но всё-таки у нас диалога не будет, а я буду вести монолог. Но если вас
заинтересует что-нибудь и вы захотите спросить, пожалуйста, я с
удовольствием отвечу на ваши вопросы. Лучше, если они будут не из личной
жизни, а... там, скоко раз женат, скоко раз разведён… Вот. А просто,
там, по творческим каким-то делам.
Итак. Я работаю в Москве, в
московском Театре на Таганке. Московский Театр на Таганке — это один из
самых популярных коллективов сейчас, который есть у нас в Союзе. Мы много
ездили. Ездили по различным городам страны, бывали за границей. Недавно мы
вернулись из Парижа, где прошли гастроли театра с очень большим успехом. В
позапрошлом году на фестивале БИТЕФ мы получили главную премию фестиваля —
Гранд-при за спектакль "Гамлет" в Белграде на фестивале БИТЕФ. И это мне
особенно приятно, потому что я играю в этом спектакле роль Гамлета.
Я много работал в нашем театре,
много играю. Играю роль Галилея в спектакле "Жизнь Галилея" Брехта. Играю
лётчика в "Добром человеке из Сезуана", играю Хлопушу в драматической поэме
Есенина "Пугачёв". Одним словом, много ролей. Секрет популярности нашего
театра — ну их много тому причин, но одна из них, на мой взгляд одна из
самых главных причин, что в спектаклях нашего театра мы очень много пользуем
песен, музыки, стихов. И в чистом виде, и когда делаем спектакли об авторах,
например, у нас есть спектакль о Пушкине, есть спектакль о Маяковском, есть
спектакль по поэзии Вознесенского, Евтушенко, есть Есенин и, наконец, самый
любимый мною спектакль из этой серии — поэтической это спектакль, который
называется “Павшие и живые”. Это спектакль о поэтах и писателях, которые
участвовали в Великой Отечественной войне — одни из них погибли, другие живы
до сих пор, третьи умерли после войны вскоре, потому что их догнали старые
раны, но однако… Просто на их творчестве лежит печать военных лет, и мы все
эти стихи собрали воедино, сделали композицию, я написал несколько песен для
этого спектакля и вот сейчас мне хочется с моим другом Иваном Бортником,
который приехал сегодня вместе со мной, человек, с которым мы много играем в
нашем театре, показать вам маленький фрагмент из этого спектакля, где будут
и стихи, и песни, которые я написал для этого спектакля. Итак: |
|
|
|
|
|
|
Перед войной по Москве бродило
множество молодых поэтов. Мало кто из них успел тогда напечатать свои стихи.
Но московское студенчество, аудитория строгая и живая, знала их хорошо.
Тогда-то и появился термин "поколение сорокового года". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
2. |
|
Сороковые, роковые... (читает Иван Бортник) |
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
3. |
|
Я вам мозги не пудрю... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Благодарю вас.
Давай, Ваня. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
4. |
|
Давайте после драки... (читает Иван Бортник) |
|
real |
mp3 |
txt |
htm |
5. |
|
На братских могилах не ставят крестов... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Значит, я хотел вот вам сказать
вот ещё слов несколько о чём. О том, что я не очень люблю, когда другие певцы
исполняют мои песни, эстрадные певцы. Совсем не потому, что я боюсь, что они
это сделают плохо — наоборот, они это сделают очень хорошо, они по пять лет
учатся в консерватории, обладают вокальными данными хорошими, за ними
всегда оркестры есть, это всегда очень крепко сделано, иногда хорошая музыка
и так далее. Но… но всё дело в том, что между эстрадной и авторской песней,
как говорят в Одессе, есть две больших разницы. Потому что эстрадная песня
предполагает наличие нескольких авторов: отдельно автор текста — поэт,
отдельно автор музыки — композитор, отдельно автор интерпретации — человек,
который поёт, всегда — это большой оркестр, всегда — смена номеров, всё
время мигает свет и, одним словом, если убрать из эстрадной песни элемент
зрелища, который в ней присутствует, то она очень много потеряет, потому что
довольно редко, если уж честно говорить, уделяется внимание тексту в
эстрадной песне. Иногда слушаешь
такое что,
просто уши вянут, ну а иногда и не вянут, а просто никакой информации. Ну, в
наш век, когда так много и телевидение, и радио, и телефон, и сплетни, и что
хочешь, вот, а там, значит, предположим встречаешь такую песню, где, там:
"На тебе сошёлся
клином белый свет,
На тебе сошёлся клином белый свет,
На тебе сошёлся клином белый свет,
И мелькнул за поворотом санный след…"
Читаешь наверху — два автора
текста, думаешь, надо было бы четырёх, потому что слишком много информации.
Вот. Ну, я хочу… я ничего тут особенного не сказал, я просто говорю о том,
что в эстрадной песне всегда преобладает музыка и реже — текст. Я очень
люблю некоторые песни эстрадные, написанные хорошими поэтами. И ещё, в
эстрадной песне это почти всегда раз навсегда сделано, отрепетировано, в
одном ритме, очень крепко и никаких новостей вы уже от этой песни не
услышите. Мы, люди, которые занимаемся авторской песней, мы всё делаем
вместе. Я всё одновременно пишу: и текст, и музыку. Работаю я по ночам с
маленьким магнитофончиком, то есть, отнимаю у себя время от сна и от других
дел, потому что днём репетируешь, там, играешь, снимаешься в кино, а ночью
работаешь. И вот, если пришла какая-нибудь строка, (я никогда не делаю так:
сначала — текст, потом — музыку) я обязательно на эту строчку попытаюсь
найти музыкальную основу, или на четверостишие. Иногда бывает так, что ты
придумаешь что-нибудь серьёзное написать, а получится э… какая-то шуточная
игривая мелодия. И возьмёшь даже эту серьёзную тему разработаешь в шуш… в
шуточном ключе, бывает наоборот и так далее. И более того, вы обратите
внимание, никому в голову не приходит взять на эстрадный концерт магнитофон,
чтобы записать и потом принести домой. А вот когда мы поём, обязательно
приносят магнитофоны, записывают и не оттого, что уж так бе… безумно так
любят, нет, а просто потому что хочется снова взять домой и снова услышать,
а что же он там имел в виду, а почему из-за серьёзной песни вдруг иногда
печально становится, э… а из-за шуточной гложет.
Вот. И поэтому мы очень часто находимся у людей в гостях дома, чувствуем себя
там хорошо. Я знаю, что я у многих людей в виде магнитофонных плёнок
нахожусь. Вот. И потом, это дело более подвижное, более живучее и живое,
если так можно выразиться, потому что я на ходу, в зависимости от зрителей,
могу поменять и смысл и могу немножечко изменить настроение песни. А потом,
мой текст — там, какое-нибудь слово выкину, какое-нибудь вставлю, мой текст
— чё хочу, то и делаю, верно? <Оживление в зале,
откашливается>
Вот.
Ну, сделав такое глубокомысленное
вступление, я хочу вам всё-таки рассказать об одном исключении, потому что я
иногда отдаю петь свои песни. И вот не так давно я отдал песню, которая
называется "Утренняя гимнастика" петь Анатолию Папанову. Он играет в
московском театре Сатиры в спектакле "Последний парад". Мы с ним долго
провели... несколько дней вместе, потому что он просил, чтобы я его учил как
петь. Ну у него ничего не получилось, потому что он все время то... то там,
выпивал, курил, срывал голос нарочно. Хотя, я вам должен сказать, что...
чтоб хрипеть. Вот. Но у меня-то такой голос ч… э… всегда, от рождения,
потому что я когда был совсем маленький и читал стихи, то люди говорили:
"Надо ж! Какой маленький, а как пьёт уже!" <Смех
в зале> Нет, я шучу. Просто я хочу вам сказать, что тембр голоса
всегда был такой. Это какое-то специальное строение, я ничего с ним не
делал. И он какой был, такой и остался. Поэтому мы договорились с Папановым,
что, мол, дескать, пойте, как вы, потому что он обладает достаточной яркой
индивидуальностью. Вот. А я... Мне так понравилось, как он это исполнил, что
я потом сделал эту песню в пластинке. Итак, "Утренняя гимнастика". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
6. |
|
Вдох глубокий, руки шире... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Воды, попросите воды немножко.
<Откашливается>
Спасибо.
Если спортивная тематика имеет у
вас такой успех, я ещё одну спою спортивную песню, потому... Я её написал по
тому поводу, что вот иногда комментарии по телевидению и по радио слышишь, в
которых часто говорят, там, предположим, Ян Спарре или Озеров, они говорят,
там: "Вот ещё одну шайбу забили наши чехословацкие друзья!” Или там: "Опять
выигрывают наши чехословацкие друзья!" И думаешь: "Ну, какие же они, к
дьяволу, друзья, если они выигрывают, шайбу забили. Они — противники и
соперники на льду. А друзья они в другой обстановке и в другое время". Итак,
песня называется "Марафон, или Бег на длинную дистанцию".
<Откашливается> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
7. |
|
Я бегу, бегу, бегу... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Дорогие товарищи, вы не
беспокойтесь, я ещё не ухожу. Я посижу. <Смех
в зале>
Вот э… теперь так. Ну, я вижу у
вас шуточное настроение, давайте его и... Поэтому я спою вам ещё одну
шуточную песню, которая называется "Песенка о переселении душ". Ну, вы
знаете, что мы ведь с вами после смерти не умираем, а душа наша переселяется
в животных, в растения, в предметы, там, в камни, в насекомых. В общем, кто
куда сможет... <Смех в
зале> |
real |
mp3 |
txt |
htm |
8. |
|
Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
А вот теперь послушайте песню... Я
всегда перемежаю песни шуточные и весёлые с серьёзными и грустными с…
комедийными. Вот. Ну и я хочу вам спеть песню, которая называется "Расстрел
горного эха". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
9. |
|
В тиши перевала, где скалы ветрам не помеха... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты,
откашливается>
Я очень... Мне очень приятно и
радостно, что вас одинаково трогают и драматические вещи, и шуточные, потому
что, когда люди без юмора — это плохо, но когда они без ощущения того, что
не всё так уж особенно смешно, а бывают вещи и печальные — это ещё лучше.
Вот.
Щас я хочу вам спеть шутку,
чтоб вы не особенно уставали. Шутка эта называется "Жертва телевизора". Ну
дело в том, что меня все время спрашивают в записках обычно: "Почему вас не
показывают по телевизору?" Ну, уж я не знаю, почему меня не показывают, это
надо у них спросить. А... Почему, иногда показывают в кино. Вот. А я вам
щас его и покажу, этого телевизора. |
real |
mp3 |
txt |
htm |
10. |
|
Есть телевизер - подайте трибуну... |
|
|
|
|
|
|
<Аплодисменты>
Спасибо, спасибо. Это не
самое главное. Поберегите ладони, будете детей гладить по головам. <Оживление в зале>
Итак. Я хочу вам ещё одну песню,
которую я обычно исполняю, когда езжу с киношниками. Ну, щас я один, и
всё-таки я вам её расскажу. Обычно есть большой интерес у зрителей к
киноартистам, мол, дескать, как вы снимались и что-нибудь смешное
расскажите. Там вот, помните, в фильме "713-й просит посадки" вас бьют? Это
по-настоящему или нет? По-настоящему и много раз, потому что много дублей. <Смех в зале>
Вот. А... А кино — это самый реалистический вид искусства, поэтому всё нужно
делать по правде.
Итак. Я никогда не рассказываю и
никогда не работаю с фрагментами, потому что, вы понимаете, это, в общем,
это немножечко спекуляция своего рода. Это было сделано давно, когда
показывают на экране, там когда ты пять… пятнадцать лет назад чё-то
сделал. Потом, это не ты один сделал, а с режиссёром, с актёрами. Нужно
показывать товар лицом и нужно работать в данный момент, показывать всё, что
ты можешь сейчас, а не тогда, когда что-то там было. Ну, это Бог с ним, это
другой вид искусства — лекции, там, с диапозитивами. Я всё понимаю. Вот.
А я вам расскажу просто про один
случай, курьёзный случай, смешной, который произошёл в кинематографе, ну что
ли, так, в мировом масштабе, потому что есть знаменитый американский актёр,
его фамилия Шон Коннери. Он играл Яна... в знаменитых фильмах по романам Яна
Флеминга, он играл Джеймса Бонда — агента 007, там, супершпиона, супермена и
так далее, и так далее. Вот. И он настолько популярный человек был и есть в
мире, что он ходит с охраной, живёт за высоким забором, к нему не пробиться.
Одним словом, он очень боится поклонников. Вот. Ну его однажды пригласили
сниматься к нам в фильм "Красная палатка". И он долго не хотел ехать, потому
что думает: "Ну, тут уж такая страна, что, наверное, совсем, как
говорится..." <Оживление
в зале> Вот. Ну и всё-таки, наконец, он согласился, приехал. А у
нас этих фильмов никто не видал. В общем, так ходит какой-то человек. Ну,
так, ну, в общем, ну только пройдут, ну токо что не плюнут, а так, в
общем, никакого уважения не оказывают, <смех в зале> потому
что он в
жизни никакой не супер, никакой ни... Он респектабельный господин,
седоватый, лысоватый, немножечко, там, уже… уже в годах. Вот. Ну и он
походил, две недели полной грудью подышал, а потом говорит: "Нет, — говорит,
— всё-таки как-то надо сказать, кто я такой товарищам, с которыми я
работаю". Ну и собрали они компанию, администрация. Он купил напитков
всевозможных, там, хороших. Вот. И всех ублажал, там, развлекал. Он вообще
очень милый господин. Правда, он всё это делал по-английски. А там, в этой
кампании, никто по-английски ни бельмеса не смыслил. Поэтому смотрят, чё
это он говорит, какой-то человек. Вот. В общем, всё выпили, съели да ушли. И
он так вот и остался один около разрушенного стола и долго повторял: "Да,
это, действительно, таинственная страна!" |
real |
mp3 |
txt |
htm |
11. |
|
Себя от надоевшей славы спрятав... |
|
|
|
|
|
|
Вот. <Аплодисменты>
Спасибо большое.
Вы знаете, я получаю много-много
разных писем, где люди спрашивают, вот, мол, дескать, там: не плавал ли я,
не летал ли, не сидел ли, не воевал ли и так далее. Вот, наверное, это
потому, что я пишу свои стихи... Это не песни, это — стихи, которые я
исполняю под гитару, чтобы усилить воздействие. Одним словом, я пишу это от
имени разных людей. От имени разных людей, конечно... Это наполовину — там
это они, наполовину — я, я уже не знаю, где кто. Во всяком случае, я пытаюсь
своё мнение по этому поводу высказать, своё отношение. Я думаю, что это
самое интересное, рассказывать, как ты думаешь про это, а не как
какой-нибудь дядя. Вот.
Поэтому щас я хочу вам спеть
песню, которая написана про... о шоферах-дальнорейсовиках. От имени
человека, который находится в дальнем рейсе со своим напарником. "Дорожная
история". |
real |
mp3 |
txt |
htm |
12. |
|
Я вышел ростом и лицом... |
|
|
|
|
|
|
<Опущен 1 куплет>
Спасибо.
<Аплодисменты,
откашливается>
И наконец, шуточная песня, которая имеет
своей целью борьбу с "зелёным змием", правда, тут мне говорят, в некоторых
местах, что у нас уже с борьбой покончено
<неразборчиво>… то есть, с "зелёным змием" самим,
борьба продолжается ещё, а вот э… дескать, песня устарела, но я думаю,
может, не у всех покончена, так им будет интересно.
Называется это “Диалог у
телевизера”. |
mp3 |
mp3 |
txt |
htm |
13. |
|
- Ой, Вань, смотри, какие клоуны!.. |
|
|
|
|
|
|
<Продолжительные
аплодисменты>
Спасибо.
Дорогие товарищи, подождите, одну
минуточку... Вы поймите меня правильно. Я не для того ухожу, чтоб там
покобениться, а потом снова выйти. Нет. Я... Я никогда "на бис" не пою. я пою
всё под завязку. Вы видите, в таком бешеном ритме. Я всё спел, чего хотел,
успел даже больше, с перевыполнением, вот даже взмок, потому что у вас было
тепло, хорошо. Вот. Одним словом, я благодарю вас за ваши улыбки и за то,
что вы смеялись, когда было смешно. За ваши серьёзные глаза, когда было
печально. Если будет у меня оказия, я буду к вам приезжать. Я считаю, что
это мало — выступление для такого города, как ваш. Так что мы наверстаем
упущенное в будущем. Всего доброго.
<Аплодисменты>
ВЕДУЩИЙ: Наша встреча
окончена, до новых встреч. |
|