- Back - Код: 00_0725
Владимир Высоцкий
16 июля 1980 года. Начало в 19 часов.
Московская область, г. Калининград /ул. Дзержинского, д. 26/
ДК им. Ленина.

Устный журнал «ВИТОК»-161.
(«Всё об Искусстве, технике, науке, общественно-политической и культурной жизни…»)
Организатор - Владимир Викторович Лисицын.
Длительность записи: 67 минут.
Фото: Евгений Попов.

Оцифровка - Николай Цанков /Болгария/
Стенограмма - Алексей Еськов.

          <—>
real mp3 txt htm 1. ...но разве от этого легче?.. (конец песни)
         

<—>
   Ты помолчи, ладно? Значит, так, вот и ещё есть одна причина почему я начал… значит, теперь есть… сразу возникает вопрос, почему так много я писал о войне. Я начал свою работу профессиональную в кино с военных песен, ну, это потом я немножко скажу, это не совсем так, это не военные песни. Но будем говорить, хорошо, песни о войне и почему так много я пишу о войне. Есть этому несколько объяснений, но самые из них такие ходовые у меня — это первое. Ну, во-первых, это такая великая беда, война была, которая покрыла землю нашу на четыре года, которая коснулась всех. И, я думаю, у всех в этом зрительном зале есть потери среди близких и родных. У меня тоже, у меня военная семья и есть погибшие.
<—>

real mp3 txt htm 2. Я вам мозги не пудрю...
         

<—>
   ...без... без ордера. Всё зависит от того, как ты себя вёл в этой жизни, а он там по... подглядит и направит, куда надо.

real mp3 txt htm 3. Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Исуса...
          <—>
   ...других городов.
real mp3 txt htm 4. В жёлтой жаркой Африке...
          <Аплодисменты>                                                                                                                    <—>
real mp3 txt htm 5. ...был папапугай какаду... (без начала)
          <—>
   ...и песня. Вообще песни, которые я пою, они все придуманы, конечно, на девяносто процентов. Меня всегда спрашивают: "Где вы берёте темы?" Ну, темы-то повсюду, а вообще, это всё придумывается, обрастает материалом. Я имею право на, там, авторскую фантазию, на допуски какие-то. Поэтому э... они вс... иногда сюрреальные эти песни, в них иногда происходят какие-то вещи, которые мы в нормальной жизни, может быть, и никогда и не видим. Но это неважно, там на десять процентов, может быть, и там того, что э... ну рассказов чьих-нибудь, своей собственной, своих впечатлений, а на девяносто процентов, правда, это всё придумано. Всегда, почти, придумано, а иначе бы не было бы, в общем, никаких… никакого смысла писать, потому что если взял услышал да зарифмовал, ну что, разве… разве в этом дело? Вот ну и э... А вот песня, которую я вам сейчас спою, в ней нет ничего придуманного, она на сто процентов — чистая правда, поэтому я её даже песней-т не называю, потому что это, какая же это поэзия? Нет, никакой тайны в ней нет — это всё, действительно, на… то, на что упал взгляд в данный момент. Не ищите там никаких подтекстов, вторых планов — ничего там этого нет — это зарисовки, а не песни. И вот у меня была такая зарисовка о Ленинграде, если есть тут любители, они помнят.
real mp3 txt htm 6. В Ленинграде-городе... 
             Ну вот, это о Ленинграде была песня. А щас я вам пою о Париже вот нечто подобное. Но токо называется это так "Письмо к другу".
real mp3 txt htm 7. Ах, милый Ваня! Я гуляю по Парижу...
          <Аплодисменты>
   Вот я хочу вам спеть песню, чтоб окончательно рассеять ваши сомнения, в том, что я обязательно был тем от имени кого пою. Щас я вам спою песню, которая называется "Бег иноходца". Я пою её от имени лошади. Лошадью я не был, могу вам с уверенностью об этом заявить.
real mp3 txt htm 8. Я скачу, но я скачу иначе...
          <—>
   ...там даже был такой эпиграф:
real mp3 txt htm 9. Мы верные, испытанные кони... (2 куплета)
             И это будет такой эпиграф ко всем… ко всей этой поэме а уже есть… а потом будут говорить лошади различных профессий, включая даже лошадей, которые возят катафалк, вот, которые уже дошли, ну до ручки, что ли. Вот такие будут.
   Вот ещё одна песня.
real mp3 txt htm 10. Что за дом притих...
          <—>
   ...значит, опять встанем куда-нибудь, на какой-нибудь незнакомый меридиан, поплывём. Ну, песня называется так: "Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука?" А вы знаете, что Кук был известный мореплаватель, он открыл Новую Зеландию, несколько архипелагов, острова Новой Гвинеи. И вот где-то, по-моему в Гвиане, я уж не помню где точно, его съели. Хотя говорят, что в… по свидетельствам, э... очевидцев, там... ну его современников, историков, его любили очень аборигены, вот дикари, вот везде, где он бывал и всё равно съели. Ну, это так бывает, что любят а съедят, тут в этом ничего особенного нету. Ничего я вам нового не рассказываю, но вот я, например, спрашивал у смотрителя полинезийского музея в Таити, почему так долго у них процветал каннибализм и не были приняты законы антиканнибальские. Ишь можно было друг дружку есть совершенно запросто, без всякого риску. Вот. Он говорит: "Ну, во-первых, это вопрос питания, как нету мяса, так, мы..." <Оживление в зале> Они это просто дело решали с питанием, у них как нету, они сра... настреляют скоко надо и глядишь хватит. Вот. Ну и, конечно, это всякие аборигенские там традиции, всевозможные поверья, там, что, например, если съесть печень врага, который тебе храбро сопротивлялся, к тебе перейдёт его храбрость, если съесть сердце друга, это представляете, его, значит, перед этим надо убить, потом съесть сердце, тогда, значит, к тебе перейдёт его характер. Если он тебе нравится, надо обязательно убить друга, для того, чтоб... В общем, короче говоря для того, чтоб самому стать лучше, надо съесть пару хороших людей, тогда всё становится на место, на своё. Ну, там, есть спортивные всевозможные тоже такие поверья, что надо отъесть коленную чашечку, будешь лучше бегать, там или глаз, для того, чтобы лучше стрелять. Я советовал тут тренерам, они говорят: "Э-э-э, у нас товарищей по команде часто едят, но результаты не растут, в общем".
real mp3 txt htm 11. Не хватайтесь за чужие талии...
          <Продолжительные аплодисменты>
<Откашливается>

   Спасибо, спасибо.
   Следующая песня требует обязательно небольшого предисловия, тем более, что вам оно будет абсолютно понятно. Последнее время очень много разговоров о различных чудесах, которые, якобы, существуют вокруг нас с вами. Это, конечно, летающие тарелки, которые многие видели, а некоторые в них летали уже. Был такой, например, господин Адамский, он провёл два года там с ними на летающей тарелке, вот… и описывал свои впечатления, говорит хорошо там у них. Вот. Ну, э... конечно, это всякие филиппинские врачи, которые режут без ножа и как... говорят довольно успешно. Но, правда, это утверждают токо те, которые собираются к ним, а те, которые у них были уже ничего не говорят, поэтому я-то не знаю точно, как это всё на самом деле обстоит. Я думаю, что всегда есть, наверное, какая-то догадка, идея, событие истинное, а вокруг него обязательно есть либо… либо шарлатаны, которые знают, что это не так, но всё-таки стригут с этого купоны, с интереса к этому, либо люди искренне заблуждающиеся, но, которые тоже всячески подтверждают эти идеи. Ну и те, и другие, на мой взгляд одинаково вредны, но это Бог с ними, пускай они... всё равно будут, никуда от этого не денешься. Мы, э... вот, например, о Бермудском треугольнике... и вообще есть у нас какая-то манера вдруг, когда что-нибудь там не… не... ненормально, вдруг давайте по… поговорим про Бермудский треугольник лучше. Ну и вот, значит, начинаются диспуты, дискуссии, до такой степени, что даже вот недавно совсем, вы помните эту волну вдруг такую, всплеск: телевидение экраны представляло для диспутов по поводу Бермудского треугольника и газеты свои страницы для дискуссий, и серьёзные мужи с серьёзными лицами говорили о том, что это, может быть, строили всевозможные догадки, гипотезы. Теперь, вроде, выяснилось в чём там дело по поводу кораблей, почему исчезают корабли, почему самолёты никто ещё не знает, а вот насчёт кораблей, вроде, выяснили — там какие-то… какой-то определённый сорт волн и поэтому, значит, затягивает. Ну вот, кто не умеет хорошо плавать там тонет. Но я уж <смеётся> не знаю, что есть правда, что не правда, во всяком случае, в то время мы все как с ума посходили и все были кандидатами в "жёлтый дом" с вами, и поэтому есть такая песня "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное-невероятное" из сумасшедшего дома, <смех в зале> с Канатчиковой дачи". Вы меня извините за длинное название, но вот, например, у Анчарова были названия длиннее, чем песни. Он, правда, песни перестал писать, к сожалению, стал писать всяких "Соседей по квартире" и телевизионные спектакли, но вот когда он писал песни он, правда, их хорошо делал, правда, хорошо.
real mp3 txt htm 12. Дорогая передача!..
          <Опущено 2 куплета>
real mp3 txt htm 13. Всю войну под завязку я всё к дому тянулся...
          <Опущено 5 куплетов>
<—>
   ...то, что я ваши аплодисменты прерываю вот так. Это уже, просто при… такая привычка, я всегда не успеваю и хочу украсть у аплодисментов, чтоб больше песен спеть. Но я не тороплюсь никуда, так что вы не принимайте это всерьёз. Если очень хочется — валяйте, ну а, в общем, в принципе, если говорить честно, в... в авторской песне это дело третье или четвёртое. Песня эстрадная она требует обязательно тут же… тут же сиюминутново поощрения со стороны зрительного зала, потому что это песня развлекательная больше всего и час... редко встретишь там интересные тексты, над которыми хочется там подумать или погрустить, попечалиться — довольно редко. Скорее всего это в мелодии содержится, в голосе артиста, в очень хорошем аккомпанементе, а на тексты они внимания особого не обращают никогда, меньше всего. Это последнее время стали работать с хорошими поэтами, а прежде, да и щас очень мало, очень мало и вы... я не знаю, я, например, многие эстрадные песни, ну просто это, некоторые есть примеры ну такого непотребства, что даже диву даёшься. Думаешь почему там, например, я всегда привожу в пример:
          "На тебе сошёлся клином белый свет,
          На тебе сошёлся клином белый свет
          На тебе сошёлся клином белый свет
          И мелькнул за поворотом санный след.

          Я могла б побежать за поворот,
          Я могла б побежать за поворот,
          Я могла б побежать за поворот…"
   Только, там чтой-то не даёт. Не помню, возраст или что-то другое... И что самое удивительно, там два автора текста, значит, один не справился — очень сложные мысли они излагают, значит, двое их. Я всегда… или какой-то вроде бы глубокомысленный… песня насчёт того, что провожают пароходы совсем не так как поезда. Я всегда думал, а что, собственно говоря, там за этим содержится, искал какого-то подтекста, не нашёл, потому что самолёты не так как пароходы, а пароходы не так как по... ну, это ладно, Бог с ними. Там среди этих песен есть, всё-таки встречаются, особенно последнее время, что-то такое, что можно разобрать. Ну, вообще глупо, ну, в… в век информации, когда тебе в уши выплескивают ежеминутно и... и в глаза тоже с экранов телевизоров, с э... экранов кино и телефоны, сплетни там, что угодно, всё время там тебе что-то такое сообщают информацию какую-то дают, просто поток целый и вдруг тебе со сцены, ну ничего, ну, зачем же тогда. Я никогда этого не понимал. Вот. Ну и поэтому… всегда есть какая-то приподнятость в эстрадной песне, они всегда встают на котурны, в этом есть всегда э... зрелищность понимаете больше зрелища в этом во всём. Всегда мигает свет, там много оркестра меди и так далее, смена номеров. В общем, нужно устроить зрелище для того, чтоб людей заставить сидеть здесь в зрительном зале и тем более, что они уже... если они купили пластинки и слышали. Вот. Ну а эта песня — она не нуждается совсем в том, чтобы её поощрять сию секунду. Хотя, если среди многочисленных легенд, которые обо мне ходят теперь, одна заключается в том, что я не люблю, когда аплодируют. И я иногда приезжаю, особенно, в воинские части и чувствую, я пою час, час двадцать, час три... ничего. Я думаю, ну всё, значит, полный провал, все всё знают. Потом в конце гром, оказывается лейтенант просто перед началом встал и сказал: "Если кто зааплодирует, поняли? Он не любит этого и всё. Он этого не любит". Ну, значит, я этого не знаю. Нет, это не совсем так, я нормальный человек, и если вам скажут как-нибудь кто-нибудь доложит, что человек выходит на сцену, что ему наплевать на реакцию зрительного зала, он приходит самовыражаться и ему совершенно неважно… Ну, он самовыражаться, правильно, точно… он самовыражаться может дома, вот,
<смеётся> а тут, если сюда вышел, значит, наверное, интересует его, суд публики и зри... Я, например, своим зрителем и слушателем дорожу. Я да… на самом деле, когда говорю вам: "Дорогие мои зрители и слушатели", я этим словам возвращаю первозданный смысл и потому что, если мы… Знаете как, так затёрли уже, что, например, "Дорогой товарищ" — это два таких сочетания: дорогой — это чем дорожишь и товарищ — это близкий тебе человек, мы их ино... употребляем, "Вам это, дорогой товарищ, даром не пройдёт". <Смех в зале> Уже... это во много… во многих, во многих вы... выражениях. Ну, это ладно, это всё… Я к чему хотел вам сказать, о том, что эта песня не требует теперешнего, сейчаснего, мгновенного поощрения, это может быть там через паузу, и потом это не самое главное, потому что я начинал писать вообще все свои эти вещи, свои песни только для очень узкого круга своих самых близких друзей. Я никогда не рассчитывал, что потом эти с… д… стены этой комнаты на Большом Каретном раздвинутся до пределов залов, дворцов, там, стадионов и не только здесь, но и за рубежом. Я всегда думал, что я буду писать для своих друзей, что будет вертеться магнитофон, что они заберут это к себе домой, что я уже должен, приезжая откуда-нибудь, обязательно привезти им одну, две новых песни, и что они будут это слушать вот так точно, как меня прихватывает. Потому что я пишу только о том, что мне скребёт по нервам, также, как вот я там по струнам бью, так это мне бьёт, я не... про другое не пишу и я знал точно, что их это также беспокоит и что будет атмосфера доверия раскованности и непринуждённости, свободы и, в общем, дружественная атмосфера, нормальная, которая должна быть между людьми. И вот для меня с тех пор авторская песня стала просто манерой беседовать с целым большим зрительным залом. У меня есть счастливая возможность такому большому количеству людей рассказать о том, что меня, правда, беспокоит. Ну вот, и это и есть, вот, просто форма беседы с лю… со зрителями, со слушателями при помощи песни. Вот что такое авторская песня — это стихи, которые исполняются под гитару, лучше всего на бесхитростную мелодию, это для меня так, другой, может быть, кто-нибудь думает по-другому. А в той компании людей, я вам скажу, что они… это была достойная компания. Мы жили в Большом Каретном переулке, в квартире у моего друга в течение полутора лет такой коммуной, пять человек или шесть нас было, которые были всегда и были приблудные, так сказать. Ну вот, с… "иных уж нет, как говорят, а те далече", но вот из тех, кого уж нет — это Шукшин Вася, он ещё токо начинал снимать тогда "Живёт такой парень" и хотел, чтобы я пробовался у него. Но он раньше уже обещал Куравлёву, я очень рад, что Лёня сыграл. Но не пришлось мне встретиться с Шукшиным, хотя он хотел, чтобы я играл у него в Разине, если бы он его делал. Вот. А мы прожили там, вот, его больше нет, Васи, так, и, значит, ещё нету хозяина этой квартиры Лёвы Кочаряна, который тоже так он жил жарко и так и сгорел он… в одну минуту как-то, быстро и — нету их. А среди ныне здравствующих и тех, которые творят и работают, вот Тарковский Андрей, тоже он прожил с нами, он тогда ещё токо думал про Рублёва. Это было очень давно до… всё ра… всё-таки это оч… самое запо… запомнившиеся мне в жизни моей время. Вот. Мы растерялись, все разбрелись и редко-редко видимся. Я узнаю через людей про Андрея Тарковского, про Артура Макарова, который бросил Москву и живёт в деревне, занимается рыбнадзором. Как-то все разбрелись, но всё равно я убеждён, что каждый из нас это время отметил, помнит его и из него черпает. И многое, многое, что я вижу в картинах Андрея, я знаю, что это из наших времён. Я знаю, что можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали в одну секунду где бы мы не были, где бы мы не находились, по жесту, по движению глаз. Вот такая была притирка друг к другу. Сейчас уже таких нету компаний, почти, потому что я не знаю или из-за того, что все засуетились, больше дел стало, может быть. Но, во всяком случае мы… каждый из нас уезжал на заработки, возвращался, с… кто-то снова уезжал, потом мы все вместе бы… из экспедиции приезжали, мы снова были все вместе, это длилось в течение полутора лет. И вот я вам повторяю, что тогда была такая атмосфера дружественная и такой какой-то преданности и раскованности, вообще друг другу мы были преданы по-настоящему и в… что… конечно, даже я не думал никогда, что когда-то на эти песни будут аплодировать, понимаете? Поэтому мне неважно даже если не аплодируют, понимаете, вот поэтому, так сказать, я не то что ими не дорожу, вашими аплодисментами и вашей оценкой моих вещей, а просто это… это не самое главное, скажем так. Ну вот, извините за такое отступление.
<Откашливается>
   Но из-за того, что я вам сказал как мы затрепали слова, вот, например, я хочу вам спеть песню, щас особенно будет уместно, потому что песня называется э… "Марафон, или Бег на длинную дистанцию" — щас у нас спортивный год, такой. Вот это, конечно, песня не про марафон, не про бег — это по поводу некоторых комментариев к хоккейным и футбольным матчам, когда вдруг услышишь когда бравым голосом Спарре или Озеров в… вдруг объявят: "Вот ещё одну шайбу забили наши чехословацкие друзья". Я всегда удивлялся, поражался, думал — почему друзья? Забили шайбу… они друзья "до того" и "после того", а "во время того" совсем нет, они соперники и противники, понимаете. Уже как-то не думают, там, и употребляется, вот это так вот. Это как один режиссёр работал на "Узбекфильме" с цыганской группой и всё говорил: "Товарищи цыгане, станьте туда, товарищи цыгане, станьте…" Ему говорят: "Щас, товарищ узбек". Там всё стало на место. <Смех в зале> Ну, ладно, это я отвлёкся немножко.
real mp3 txt htm 14. Я бегу, бегу... топчу, скользя...
          <Аплодисменты>
   Спасибо.
   Вы знаете, я иногда достаю прежние песни свои с нижней полки, они запылились, но так отряхнёшь название, смотришь тема не ушла ещё, петь можно, глядишь как хорошо. Вот. Так что я щас вам спою из прежних моих вещей спортивных песню, это я просто в честь события предстоящего. Вот. Песня называется "Прыгун в высоту". Потому что я могу, ведь это мои слова, я чё хочу, то и делаю, глядишь какое-нибудь вставлю, а другое выкину, так что, в общем, они всегда… там всегда будут для вас неожиданности какие-то.
real mp3 txt htm 15. Разбег, толчок... И стыдно подыматься...
          <Аплодисменты, откашливается>
   Я хочу только сделать маленькое послесловие, э… что правые и левые стороны здесь употреблены в прямом, а не в переносном смысле, и что сочетание неблагозвучное английских слов "Ху из ху" означает "Кто есть кто", больше ничего. Это так и есть на самом деле, я серьёзно
вам говорю. Почему вы дум... что за этим…
   Итак, дальше. "Песенка про прыгуна в длину".
real mp3 txt htm 16. Что случилось, почему кричат?..
          <Аплодисменты>
   Напрягитесь немного, я… я хочу, чтоб вы послушали песню, которая особо... особенно последнее время как-то часто поётся у м… у меня. Песня эта называется "Баллада о детстве", или "Баллада о старом доме", это действительно о моём детстве и о моём доме.
real mp3 txt htm 17. Час зачатья я помню неточно...
          <Опущено 5 куплетов>
 
Ну, после такой песни послушайте всё-таки немножечко шутку. Шутка называется так… Родилось это случайно, это дело, вот которое я вам щас покажу к юбилею нашего театра, к пятнадцатилетнему, я придумал несколько таких четверостиший на тему международной обстановки. И там у нас был Бовин и много других людей из «Девятой студии» и они, значит, ко мне прицепились: "Давай сделаем вместе передачу, что мы серьёзную часть, а ты вот дальше по поводу событий". Она даёт, эта форма даёт возможность, правда, длить это бесконечно, но тогда она была в таком виде, как я вам сейчас её покажу. Это песня, которая называется "Лекция о международном положении пострадавшего на пятнадцать суток за мелкое хулиганство своим сокамерникам в Нарофоминске". Длинное тоже название, но ничего не поделаешь.
real mp3 txt htm 18. Я вам, ребяты, на мозги не капаю...
          <—>
real mp3 txt htm 19. Я не люблю фатального исхода...
          <Аплодисменты, откашливается>.
   Это, как говорит… это только до начала, это пролог, потом выходят, начинается действие, одевают все траурные повязки, это уже артисты выходят и я… перед началом спектакля… Весь смысл этой постановки любимовской, мне кажется, в этих строках заключён, только он развернул её ещё больше, «Авва отче, чашу эту мимо пронеси». Ну вот, так что я ничего не пою в спектакле «Гамлет».
   И ещё: «Слышал, что будет выпущен сборник моих стихов. Когда, каких, тираж?» Вы знаете, это неправильно, это неправда. То есть, Вы слышали, может быть, Вы и слышали, но это неправда. Я про это не слышал, во всяком случае, <смеётся> могу Вам сказать точно.
   Ну вот. Теперь вот что я на все эти Ваши записки: я с уважением отношусь ко всем Вашим просьбам. Повторяю ещё раз, я мог бы вам петь, действительно, ещё очень долго, но, во-первых, я "на бис" не пою. Я бы мог бы уйти туда, там покобениться минуты три, потом выйти, снова уйти, потом ещё чё-то спеть, и у вас было бы ощущение, что я тут так долго остался, ещё три песни назад. Нет, я пою под завязку всё, что намечено, сегодня я даже с перевыполнением, увидев, так сказать, жаждущие лица. <Смеётся> Ну вот. Но просто я хотел вам сказать, вот, я вас уверяю, что я постарался сегодня всем вам, независимо от возраста, там, профессии, вероисповедания, зарплаты, настроения, цвета лица и так далее, спеть, чтобы досталось по куску каждому из вас. То есть, я из каждой серии чё-то надёргал, так как-то постарался построить программу, потому что мы встречаемся редко, такого типа творческого отчёта. Но и могу вам сказать одно: мне работалось здесь очень удобно, я разошёлся, и щас мне… еле остановили. Вот. Правда, я к вам приеду с большим удовольствием ещё, если вы захотите. Вот. Ну, через некоторое время, когда… когда пригласят, когда в этом будет нужда, когда у вас так… так же будет такое же желание, как было несколько дней назад и сегодня.
   А щас я вас благодарю, всего вам доброго.
<Аплодисменты>
Наличие фонограммы: 001 , 005 , ___ , ___ .
Наличие стенограммы: ___ , ___ , ___ , ___ .
Служебный блокнот: html | txt | doc | ?
Блокнот: html | txt | doc | ?

        Появление сообщений об ошибках при обращении к файлам RealAudio, mp3, txt означает, что к серверу, на котором размещены эти файлы, нет доступа. Повторите запрос спустя некоторое время или на следующий день.
        Об ошибках в работе сайта Вы можете сообщить нам по e-mail .

        Если Вы располагаете любой информацией об этой записи (воспоминания очевидцев, недостающие песни, песни в полном объеме или с лучшим качеством, отсутствующие комментарии, фотографии, публикации с упоминаниями и т.д.), пожалуйста, свяжитесь с нами по e-mail :

Ваши уточнения, дополнения, замечания о записи 00_0725
- На первую страницу сайта - - Обратно -
На первую страницу |
К оглавлению | сайта
Последнее обновление:  28 ноября 2022 г. +  Counter CO.KZ
Владимир Высоцкий Vladimir Vysotsky Vissotski Vissotsky Visocki Visotski Visotsky Visotskiy VVysоckij
Wladimir Wysotsky Vysockij Vysockiy Vysotski Vysotskij Vysotsky Wisocki VVysockij WSVVb1SS0CKiY